Жанр портрет

Портрет – один из основных жанров в мировом искусстве. Он встречается в живописи, скульптуре, графике, гравюре и фотографии, в смежных направлениях, выступая их частью. Его цель состоит в отображении как внешних, так и внутренних характеристик модели.

И. Крамской.Неизвестная (6)

Что такое портрет

Portait (франц.), portaire (устаревш.) – изображение, изображать, воспроизводить. Persona (латин.) – личность, человек. Портрет – это передача внешности одного или нескольких людей в произведениях искусства.

Одно из главных требований в портрете – индивидуальное сходство. В некоторых современных видах живописи допустимо изображение хотя бы каких-то основных черт и меодели.

Художник выступает в роли рассказчика, повествуя наблюдателю о том, что из себя представляет этот человек. И не только то, как он выглядит, какие у него красивые глаза, грубый подбородок или курносый нос. Одна из особенностей портретов – об изображенном человек можно узнать и другие вещи. Например, кем он работает, к какому сословию принадлежит, какие увлечения предпочитает. Настоящий портрет расскажет и о внутреннем мире человека, его характере и настроении.

При этом каждый рисунок несет в себе субъективное мнение художника. Как о человеке, так и об окружающей его среде. Используются различные приемы письма. Где-то главными становится глаза, лицо, в других картинах цвет, фон, какие-то мелкие детали.

Чаще всего моделями выступают настоящие люди, а также сам художник (рисующий в жанре автопортрет). Поэтому обычно модели рисунка наделяются определенными чертами своего времени. По портретам можно рассказать целую историю возникновения и развития человека, изменений в эпохах, известных мировых событиях.

Жак Луи Давид. Бонапарт на перевале Сен-Бернар (7)

История возникновения жанра

Жанр портрета – один из древнейших в истории искусств. Фигуры и лица людей рисовали на камнях даже пещерные жители. Далее человеческие изображения в основном становились частью культа. Известны древние петроглифы (рисунки на камнях), деревянные и костяные статуэтки, рисунки на керамике. Фигуры людей с лицами и без них дошли до нас с различных эпох.

Древние египтяне изображали людей различными способами. Их рисовали на фресках, рельефах, посуде, делали фигурки и статуи. Считалось, что душа умершего человека должна была войти в его изображение, в противном случае она исчезала. Поэтому художники старались добиться максимального сходства. Если же душа не найдет своего места – она вселялась в такой рисунок, который был ей ближе всего. Поэтому скульптур и рисунков в Древнем Египте было действительно много.

Мастерская Тутмоса. Бюст Нефертити (8)

В Риме портрет также становятся обязательным атрибутом, связанным как с жизнью, так и со смертью. Изображения императора участвовали в судебных процессах, словно он сам выносил приговор преступнику. В знатных домах хранились посмертные маски представителей рода.

В античности существовал культ личности. Здесь возвеличивали выдающихся людей – правителей, общественных деятелей, поэтов, ученых и философов. При этом авторы старались подчеркнуть значимость человека, его сферу деятельности доступными художественными приемами.

Лисипп. Портрет Сократа (9)

В средние века человеческому телу отводилась особая роль. Изображения человека канонизируются, обрастают традициями и правилами. Личность унифицируется, при этом художники стараются уделить время самым мелким деталям.

Обратите внимание. Изображения Бога, Иисуса, Девы Марии нельзя считать портретами. Они написаны не с живых людей, являются обобщенными образами. Для них существует отдельный жанр – иконопись. Исключения составляют изображения святых, созданные при их жизни или после нее.

В это время развивается восточная живопись. Здесь также следуют канонам, но создаются сильно индивидуализированные портреты. Особенно этим отличались портретные миниатюры мастеров Китая, Средней Азии, Азербайджана, Ирака, Индии.

Риза (Реза) Аббаси. Влюбленные (10)

Становление портрета как жанра произошло в эпоху Возрождения. С помощью изображения художники пытаются вникнуть во внутренний мир, показать характер и настроение человека. Одновременно в нескольких странах жанр начинает жить и развиваться. Л. да Винчи, Рафаэль и Тициан в Италии, А Дюрер в Германии, Р. Кампен и Ян ван Эйк в Нидерландах – невозможно сказать, кто был первым и лучшим в развитии этого направления. Часто реальные персонажи приравниваются к вымышленным, большую роль здесь играет сравнение великих людей с мифическими образами.

Большинство портретов – символы власти и богатства. Их заказывают знатные особы в свои дома и как подарки другим представителям сословия. Распространены брачные и семейные портреты. Обязательны изображения правителей любого времени и эпохи, вплоть до современности. Картины и фотографии лидеров страны у обычных и знаменитых людей, при важных встречах стали необходимым атрибутом и традицией во всех странах. Лица правителей изображались на монетах и банкнотах, такая символика сохранилась до сих пор во многих странах.

Монета императора Николая II (11)

XVII – XVIII превратили искусство в смесь художества и психологии. Внутренний мир человека раскрывается и через натюрморты, и через городские пейзажи. Но главным здесь становится портрет. Именно в это время Андре Фелибьен (придворный историк Людовика XIV) предложил выделить его в отдельный жанр, как изображение существующих людей.

В России складывается своя техника написания портрета. Кроме того, он отличается большим жанровым разнообразием. Именно русская художественная школа стала началом для изображений разных социальных типов.

Фламандская и голландская школы также обращают внимание на простых людей – служанок, рыбаков, охотников. Расцветает и парадный портрет.

XIX век отмечен интересом к внутреннему миру человека, на первый план выходят сильные духом люди. Вводятся геометрические фигуры и планы, внимание останавливается на внутренних переживаниях человека, все остальное – лишь дополнение к образу, поэтому должно быть очень простым.

XX век меняет видение художников. На первом плане – субъективное понимание живописца Личность модели на полотне часто выступает в качестве дополнительного средства отображения действительности.

Б. Кустодиев. Красавица (12)

Виды портретов

Существует несколько видов портретов. Различают их по разным признакам.

Одиночный, двойной, групповой

В зависимости от количества изображаемых людей, портрет может быть одиночным, двойным или групповым. Даже если изображены две картины, и на каждой по одному человеку, а в целом они составляют единое целое (диптих), то такие портреты тоже считаются парными.

Среди групповых портретов также следует отметить портретные галереи. Это либо коллекции одного художника, изображающие разных людей, либо картины членов одной семьи – здравствующие и умершие.

Рембрандт. Ночной дозор (13)

Размерный

В зависимости от размера портреты также разделяют на картины «в натуру», увеличенные, миниатюрные, малоформатные.

Миниатюры часто изображали в медальонах, на геммах (ювелирных камнях), делали специальные маленькие работы в рамки для личного пользования. Портреты в натуральную величину, а также увеличенные огромные картины заказывали знатные особы.

Автор неизвестен. Камея Гонзага (Двойной портрет Птоломея и Арсинои) (14)

Парадный и камерный

Изображение одного или нескольких людей в полный рост называется парадным портретом. Чаще всего изображают человека на архитектурном или природном фоне, знатных особ – в дорогих покоях и залах.

Камерный портрет – частичное изображение человека. Бывают поясные, погрудные и оплечные. Обычно пишут на нейтральном фоне, либо в домашней обстановке. Также к камерным относят и интимные портреты.


Станковый и монументальный

Станковый портрет имеет самостоятельное значение. Это картина человека, его бюст, статуя, графический рисунок или фотография. Главное здесь – сама модель.

К монументальным портретам относятся фрески, рельефы, статуи.

Костюмированный

Модель должна быть представлена в непривычной для человека одежде, с заимствованными аксессуарами, в окружении специально подобранных предметов или на нейтральном фоне. Обычно это люди в литературном, театральном, историческом образе, в виде аллегории, мифического или фантастического существа.

А.Я. Головин. Портрет Шаляпина в образе Олоферна (15)

Сатирический

Карикатуры и шаржи возникли давно, но свою популярность получили в современное время. Такие картины писали и в XIX веке, высмеивая негативные черты конкретного человека, и рисуют сейчас, больше для развлечения.

Автопортрет

Если художник изображает сам себя, такая работа называется автопортретом. Пишут их с помощью зеркала, а также по памяти или по собственным представлениям.

Ван Гог Автопортрет (16)

Также различаются портреты в анфас и в профиль, вертикальные и горизонтальные, в зависимости от материалов письма (акварельные, масляные, карандашные и пр.), исторические, религиозные, семейные, посмертные и пр.

Следует отметить, что большинство таких полотен создавались не для музейного существования. Обычно это личные картины, предназначенные для семьи. Либо изображения для помещений – дворцов, государственных учреждений, с основной идеей – подчеркнуть власть и силу правителя.

Известные художники-портретисты

Расцвет портретного жанра ознаменован такими известнейшими мастерами как С. Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан. Этому еще поспособствовало и развитие масляной живописи. Художники отходят от религиозных канонов, делая портрет живым и настоящим. Одни из самых известных портретов того времени – женская «Мона Лиза» и мужской портрет руки Рафаэля.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (17)

Рафаэль Санти. Портрет графа Бальдассаре Кастильоне (18)

Не отстает от художников и Донателло с его известными реалистичными скульптурами.

Донателло. Скульптура в Уффици (19)

Среди фламандских художников отдельно стоит отметить Ян ван Эйка с его сюжетными портретами, в которых много внимания уделяется фону и атрибутике. Именно они много могут рассказать о жизни, быте и о самих людях на полотне.

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини (20)

Эль Греко стал продолжателем идей эпохи Возрождения. Острый драматизм его картин, идеи контраста, странные ракурсы, неестественные пропорции, оригинальное освещение – все было призвано увеличить внутреннюю эмоциональность человека.

Эль Греко. Мальчик раздувающий лучину (21)

Более лирический драматизм представлен в картинах Рембрандта и Веласкеса.

Диего Велакес. Портрет антонии Ипеньяррьета-и-Гальдос с сыном Луисом(22)


Яркие, красочные портреты характерны для П.П. Рубенса.

П. П. Рубенс. Конный портрет герцога Лерма (23)

Среди русских художников-портретистов немало известных имен. Аллегорические фигуры пишут Ф. Рокотов, Д. Левицкий. Романтические фигуры создает К. Брюллов, О. Кипренский.

К. Брюллов. Итальянский полдень (24)

Рубеж XIX – XX вв. подарил миру такие имена как П. Пикассо, М. Шагал, Э. Дега, А. Модильяни. В их работах идея портретного жанра преломляется и появляется нечто новое, свежее, не зависимое от канонов реализма.

П. Пикассо. Портрет Амбруазо Воллара (25)

Среди русских живописцев того времени стоит отметить В. Серова, М. Врубеля, Б. Кустодиева, С. Малявина, А. Архипова.

Б. Кустодиев. Портрет жены (26)

Портрет стал одним из художественных способов рассказать нам об истории человечества, его жизни и развития, об эпохах и событиях. Люди на изображениях становятся чем-то больше, чем просто лицами. В них чувствуется яркая индивидуальность, через них ощущается настроение художника.

Все жанры изобразительного искусство.

Коментарии

Оставьте комментарий!