В конце XIX века в искусстве возник острый конфликт между академическими порядками в живописи и желанием художников свободно выражать свое мнение. Появились мастера, которые писали в новой, необычно технике. Но старые классические школы, учителя и критики не готовы были их принять.
Первым повстанческим направлением был импрессионизм. Позже именно он станет родоначальником модернизма – современного искусства, отличающегося от всего классического. Также, благодаря именно этому течению, появятся и другие новые виды живописи – постимпрессионизм, кубизм, фовизм, сюрреализм и другие.
Изначально компания французских художников предпочла выйти за рамки написания картин внутри помещения, по правилам и канонам классической школы. Мастера начали писать на открытом воздухе. Так появилось понятие пленэр.
Клод Моне. Вид Антиба с Плато Нотр-Дам
Молодые люди не заботились о тщательной прорисовке деталей и классическому исполнению композиции. Главной их задачей стала передача эмоций, ощущений. Живописцы пытались как можно более естественно и непринужденно запечатлеть конкретный момент быстропротекающей жизни.
Одной из картин художника Клода Моне, основателя стиля, была работа «Впечатление. Восходящее солнце». По-французски «впечатление» звучит как «impression» (импрессион). Известный критик Луи Леруа, увидевший данную работу заявил, что она скорее не картина, а небрежная мазня, неоконченный набросок. Именно он придумал название «импрессионизм», стараясь обидеть художника. Но так он дал название новому стилю.
Клод Моне. Впечатление. Восходящее солнце
Будущие импрессионисты познакомились в Париже. Здесь они учились, отдыхали, общались, здесь же в 1874 году прошла их первая выставка. Основателем ее стал Клод Моне вместе с единомышленниками. До 1886 года состоялось 8 независимых выставок.
Далеко не все были в восторге от представленных картин. В XVII веке в Париже была образована Королевская академия живописи и скульптуры. Именно она устанавливала определенные правила работы для мастеров, следила за тем, чтобы мастера не отходили от классики. Здесь проводились выставки-салоны, где мечтал участвовать любой художник.
Появившаяся новая выставка вызвала негодование у преподавателей Академии, художественных критиков, членов жюри салона и даже репортеров. Но, несмотря на яркую общественную реакцию, молодое движение громко заявило о себе и начало свою деятельность.
Камиль Писсаро. Оперный проезд в Париже
Многие художники откликнулись на призыв Моне, понимая значимость происходящего. Среди участников выставки было 30 художников, многие работы которых отвергались официальным салоном Академии. Среди них А. Гийомен, Э. Дега, Б. Моризо, К. Писсарро, О. Ренуар, П. Сезанн, А. Сислей. Молодых людей поддержали и уже известные живописцы– Э. Буден и Ш. Добиньи. Только признанный мэтр Эдуард Мане отказался принимать участие в выставке, хотя давно понимал необходимость изменений, и уже сам писал не классические картины. Он присоединится к импрессионистам чуть позже, в тот момент боясь попасть в немилость Академии.
Новое направление изменило все стороны живописи. Поменялась академическая техника письма, появились совершенно новые сюжетные линии и жанры. Исчезали многие цвета, возникали интересные тона и оттенки.
В работах импрессионистов рисунок наносится отдельными мазками, цветными пятнами. Краски на мольберте уже не смешиваются, цветовое решение можно полностью разглядеть, лишь отступив подальше от холста. Это делалось для того, чтобы рисунок перестал быть статичным и получил динамику.
Арман Гийомен. Мельница
С помощью такой техники очертания перестают быть четкими, они более зыбкие и воздушные. Часто в картинах достигается такой эффект – если ходить вокруг работы, можно увидеть, как цветы, воздух или вода на холсте в буквальном смысле шевелятся, плывут и двигаются.
Пытаясь запечатлеть красоту окружающего мира, импрессионисты использовали яркие, чистые цвета. В академической технике тени кладут серыми и черными тонами. Новые художники утверждали, что у природы нет таких цветов, и полностью от них отказались.
Особенно импрессионисты интересовались комплементарными, то есть контрастными цветами. При смешивании их в равных пропорциях получается серый цвет. А при использовании их рядом рисунок становится ярче и свежее. Сочетания оранжевый и голубой, желтый и фиолетовый, красный и зеленый чаще всего стали использоваться в картинах мастеров.
Клод Моне. Заказ в Венеции
В классической живописи было принято писать картины на религиозные или античные сюжеты, пользовались спросом натюрморты, портреты знатных или богатых людей. Импрессионисты же шокировали публику «незначительными» и даже вульгарными темами.
Самые распространенные сюжеты – пейзажи. Появляется и понятие городского пейзажа. Повсюду строятся заводы и фабрики, улицы заполнены людьми и экипажами, жизнь кипит днем и ночью.
Камиль Писсарро. Бульвар Монмарт ночью
Получают распространение сюжеты с обычными людскими развлечениями. Артисты, публика, завсегдатаи театров, ночных кафе и прочих увеселительных заведений – одни из главных участников картин.
Эдуард Мане. Бар в «Фоли-Бержер»
Импрессионисты с удовольствием рисуют портреты своих друзей, членов семьи, ничем не примечательных прохожих и обычных тружеников. Появляются на картинах простые эпизоды из жизни. Женщины, расчесывающие волосы или укладывающие ребенка, сельские будни крестьян и простых рабочих, продавцов и официантов, чтение газеты – все эти сюжеты раньше вызывали только возмущение у критиков.
Эдгар Дега. Гладильщицы
В переводе с французского «пленэр» означает «открытый воздух». Это сейчас нам кажется, что без данного процесса невозможно становление настоящего художника. Особенно того, кто специализируется на изображениях природы. Но в XIX веке даже природу писали в замкнутых стенах – по памяти и по правилам академического изображения.
Именно импрессионисты посчитали, что правильно передать ощущение воздуха, природы и света возможно только в «живых» условиях. Писать необходимо только на пленэре.
Альфред Сислей. Мост в Севре
Главным в импрессионизме становится не сюжет картины, а общее от нее впечатление. Для этого используются не только световые и цветовые эффекты, но и необычные ракурсы.
Рисунок становится фрагментарным, ракурсы очень рискованными и неожиданными. Многие фигуры и объекты остаются срезанными, словно случайно попавшими в кадр.
Эдгар Дега. Портрет Эдуарда Мане с женой
Живописцы стали выходить за пределы мастерской и писать в любых условиях. Дождь, снег, град – ничего не останавливало их творчество. Клод Моне настолько любил водные пейзажи, что даже построил себе плавучую мастерскую. Писсаро не мог часто выходить на улицу из-за болезни глаз, многие пейзажи рисовал из окна гостиниц, которые специально снимал для этого. Художники выбирали настолько неожиданные ракурсы, что писали стоя на стремянке, сидя в лодках и даже лежа в канаве.
Технические приемы нового направления оказали огромную роль в появлении другого течения – постимпрессионизма. Последователи стиля провозгласили непринятие художественных методов своего предшественника. В отличие от цветовых пятен и мазков первого, здесь применялся строгий способ деления красок и цвета.
Винсент Ван Гог. Звездная ночь
Художники нового направления пытались выразить жизнь не сиюминутной, а длительной и более существенной. П. Сезанн старался отобразить материальность окружающего мира, П. Гоген рассказывал о гармонии мира и единении человека с природой, В. Ван Гог – выразительность формы и цвета. Благодаря последнему появилось и следующее течение – экспрессионизм. Последователи Гогена стали родоначальниками стиля модерн.
Поль Гоген. Три таитянки
Одним из направлений постимпрессионизма стал неоимпрессионизм. Художники проводили опыты с цветом, получая самые неожиданные результаты. Он подарил миру такие имена, как Ж. Сёра, П. Синьяк.
Основателем импрессионизма является Клод Моне. Многие его полотна очень велики – он хотел, чтобы люди чувствовали себя возле картины, словно у настоящего пруда или сада.
Моне часто писал один и тот же сюжет с разных ракурсов, в разное время суток, или даже года, чтобы запечатлеть игру света. Например, он создал 25 разных картин, изображающих одни и те же стога сена.
Клод Моне. Стога сена
Камиль Писсарро писал сельские и городские пейзажи. Самые известные его картины – виды любимого Парижа. Он был одним из самых убежденных последователей импрессионизма, участвовал во всех выставках коллег.
Камиль Писсаро. Место дю Гавр. Париж
Пьер Огюст Ренуар был другом Моне. Они вместе учились в одной школе живописи. Именно поэтому он поддержал бунтарский дух товарища. Его картины пронизаны ощущением мягкого тепла и солнечного света. Больше всего он предпочитал изображать людей, причем с натуры, но без академического позирования. Например, он несколько дней таскал огромное полотно на танцплощадку, чтобы написать картину «Бал в Мулен-де-ла-Галетт».
Пьер Огюст Ренуар. Бал в Мулен-де-ла-Галетт
Эдгар Дега известен современным любителям искусства изображениями танцовщиц, а также сценками в ночных кафе и ресторанах. Этот талантливый человек шутил, что полиция скоро будет стрелять в каждого, кто вздумает рисовать на улице. Кроме того, он не писал морские пейзажи говоря, что его укачивает. Поэтому в отличие от многих, он чаще всего работал в мастерской.
Эдгар Дега. Голубые танцовщицы
Эдуард Мане был немного старше импрессионистов и уже имел собственное имя. Он не участвовал в их выставках, но часто общался с Клодом Моне, Дега и другими художниками. Это также внесло определенные изменения в его творчество.
Эдуард Мане. В уголке во время концерта
Единственной женщиной среди французских импрессионистов была Берта Моризо. В те времена считалось, что основное назначение женщины – вести домашнее хозяйство. Но эта женщина стала повстанцев не только в искусстве, но и в жизни. Она писала жанровые сценки с участием женщин и детей. Новый взгляд воспринимался любителями живописи с восхищением.
Берта Моризо. У колыбели
Кроме самых ярких французских представителей следует отметить несколько живописцев из других стран. Среди американцев это Морис Прендергаст, Теодор Робинсон, Джон Слоун, Джон Туокмен. В Италии самыми известными импрессионистами считаются Федериго Зандоменеги, Джованни Больдини, Джузеппе де Ниттис. В Англии – Уолтер Сикерт, Филипп Стир. В Германии – Ловис Коринт, Генрих Трюбнер, Август Финк, Пауль Фогель.
Ловис Коринт. Купание Сусанны
Среди импрессионистов также встречались и женщины. Харриет Баккер – норвежская художница, Мэри Кассат – американская, Ольга Бознаньская – польская.
Мэри Кассат. Чай
В. Д. Поленов стоял у истоков русского импрессионизма. Именно он рассказал о новом направлении и о молодых французских художниках. Хотя сам написал всего три картины в данной технике.
К.А. Коровин стал импрессионистом благодаря своему учителю Поленову, огромной любви к природе и своей поездке в Париж на одну из выставок молодых мастеров. Он моментально перенимает технику письма и новые веяния стиля.
Константин Алексеевич Коровин. В саду
Его друг В.А. Серов тоже иногда причисляется к импрессионистам. Но в его работах часто встречаются черные и серые тона, используются разные техники. Лишь несколько работ написаны именно в данном стиле.
Валентин Александрович Серов. Девочка с персиками
Н.М. Гущин учился в нескольких художественных училищах – в Москве, Франции и Монако. Работы художника отмечены романтической образностью, тщательно продуманным декоративизмом.
Гущин воплощал в своих работах идею совмещения различных видов искусства. Достаточно увидеть его картины «Моя симфония» (1964), «Лунная соната», «Музыка Баха», «Ноктюрн», «Песня без слов», «Элегия» (60-е) – все они показывают синтез музыки, слов и живописи. Ведь все это творчество построено на одной основе – гармонии, ритме и единстве. Много работ также посвящены космосу и идее мироустройства.
Николай Михайлович Гущин. Вечность
М.Н. Аржанов в 50-х годах познакомился с Н.М. Гущиным. Его идеи сильно повлияли на его творчество. Он изучает работы импрессионистов, кубистов и фовистов, осваивает новую технику, изучает цветовые интерпретации. Его работы полны некоей взволнованностью письма, усилением роли света и цвета. С каждым годом он все дальше уходит от принципов академизма и совершенно меняет направление своего творчества.
Среди тех, кто пробовал себя и в импрессионизме, и в постимпрессионизме, и в других техниках, следует отметить В.Э. Борисова-Мусатова, И.Э. Грабаря, С.В. Иванова, Н.В. Мещерина.
Игорь Эммануилович Грабарь. Иней
Крупнейшие музеи мира хранят коллекции известных импрессионистов. Среди них множество музейных комплексов, объединенных из нескольких художественных музеев: Баварские государственные собрания картин и Государственные музеи Берлина.
Огромное количество работ импрессионистов хранится на родине стиля – в Париже. Здесь следует отметить крупнейший художественный музей мира Лувр и музей ОРСЭ (музей искусства XIX века). Одни из лучших собраний западноевропейской живописи находятся в Национальной галерее Лондона, Национальной галерее искусств в Вашингтоне, Национальном музее в Стокгольме.
В России основными хранителями полотен импрессионистов считаются Эрмитаж и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве.
Эпоха импрессионизма оказала огромное влияние на все последующее искусство ближайших 100 лет. Ее начало означало конец натурализму и классической обязаловки. Он стал толчком для появления абстрактного искусства не только в живописи, но и в других видах. Постимпрессионизм, кубизм, конструктивизм, ташизм – теперь можно писать в любом направлении, придумывать новое, не боясь, что будешь осмеян.
Пьер Огюст Ренуар. Завтра гребцов
Импрессионисты произвели революцию в живописи, заставили людей взглянуть на мир и искусство новыми глазами.
Импрессионизм – первое художественное течение, которое позволило художникам по-новому взглянуть на мир. Не отличаясь масштабностью, оно дало толчок к развитию множества других видов направлений в искусстве. Изучение новых приемов и принципов оказало огромное влияние на дальнейшее развитие художественной школы. Недаром историю живописи делят на две части – до и после возникновения импрессионизма.