Где продать картину?

Каждый начинающий художник со временем начинает думать, где можно продать картину. Арт-рынок — это сложно устроенный механизм. В существующем виде он сложился после Второй мировой войны, когда появились многие влиятельные галереи (аукционные дома работали и до этого). А сегодня на него влияют процессы глобализации и интеграции. Так что, начинающий художник должен учитывать все каналы и возможности для продвижения и продажи своих работ.

Аукционные дома и их особенности

Многие новички задумываются, насколько реально продать картину на аукционе. Этот вариант представляется им наиболее выгодным, потому что аукционный дом — это престижно. А еще это выгодно, потому что аукцион пытается представить работы в наиболее выгодном свете, и это способствует их продвижению. Оценивает работу тоже сам аукционный дом, немного поднимая оценку, но, в то же время, регулируя ее так, чтобы она не отпугивала потенциальных покупателей.

Часто аукционные дома используют такой прием как "вилка" цен, то есть указывают нижнюю и верхнюю границу цены. В договоре с продавцом или художником, который является конфиденциальным документом, фиксируется цена резерва. Это означает, что ниже этой суммы художник не хочет продавать свою работу. Торги начинаются с суммы, чуть ниже цены резерва. Если аукционист видит, что на картину есть хотя бы два претендента, можно считать, что лот уже продан. Если претендентов больше, то есть шанс продать картину дорого, в среднем в 2-3 раза выше цены резерва. Если претендентов на произведение нет, интерес к нему искусственно подогревают. Эта схема хорошо показана в фильме "Лучшее предложение" (2012).

От художника или продавца аукционные дома получают примерно 10%, от покупателя — 20-25%. В дальнейшем картина может перепродаваться, и аукционы будут получать комиссионные при каждой такой сделке. При этом стоимость картины будет только расти. Потому что сам факт того, что работа была куплена на престижном аукционе, повышает доверие и к художнику, и к его работе.

Можно ли продать картину начинающего художника на аукционе? — Вряд ли. В основном речь идет только о работах мастеров, которые уже много лет присутствуют на рынке. Исключение составляют онлайн-аукционы, которые есть и в русскоязычном сегменте Интернета. Некоторые из них рассчитаны на массового покупателя, поэтому цены на них невысокие.

Продажа через галереи

Долгое время считалось, что для начинающего художника продажи через галереи — лучший способ заявить о себе в мире искусства. Действительно, галереи раньше часто давали хороший толчок карьере художника, занимаясь продвижением его работ и даже личного бренда. В качестве примера можно привести работы Жан-Мишеля Баския, которого открыли именно галеристы в 1980-е годы (сначала с ним работала Аннина Носей, затем — один из самых влиятельных арт-дилеров в мире, Ларри Гагосян, владеющий бизнесом с оборотами свыше 950 млн. долларов). Галереи занимаются организацией выставок и вернисажей, заказывают рекламные кампании, участвуют в выставках.

Все это делается на взаимовыгодной основе. Но, решая, где продать картину начинающему художнику, учтите, что заработок галереи составляет до 50% от финальной стоимости произведения. Кроме того, на этот сегмент рынка тоже повлияли глобализация и информационные технологии. Небольшие галереи местного значения сейчас не выживают. Это касается всех крупных городов. Те, что держатся на плаву, предпочитают иметь дело с работами художников средней степени известности или с картинами уже умерших мастеров, потому что в этом сегменте ниже риски. Обычно в таких случаях уже есть определенный круг покупателей, с которыми можно работать. Эта стратегия помогла небольшим галереям выжить в кризис 2008-2009 годов, успешно использовалась и в дальнейшем.

Однако наиболее успешными являются крупные галереи, которые могут позволить себе открывать представительства по всему миру. Это становится возможным за счет финансовой поддержки частных коллекционеров или инвесторов. Такие галереи:

  • продвигают художников;
  • задают актуальные тенденции;
  • могут существенно влиять на спрос, подогревая его;
  • проводят выставки;
  • участвуют в крупных ярмарках (ежегодно проводится 5-6 таких мероприятий);
  • формируют цены.

Начинающему художнику попасть в такую галерею практически невозможно.

Для участия в ярмарках галерея должна соответствовать целому списку требований, в частности, это касается представленных работ. Поэтому галеристы отбирают только лучших из лучших. Тем более, что участие в крупных мероприятиях стоит дорого, и эти затраты должны окупаться, а работы начинающих художников вряд ли удастся продать дороже, чем за несколько тысяч долларов.

Продажа через арт-дилеров и брокеров

Где продавать картину художнику, если не через аукционы или галереи — важный вопрос. Можно рассмотреть вариант с арт-дилерами или брокерами. Арт-дилеры работают примерно так же, как галереи, то есть сначала приобретают картины за свои или заемные средства, а потом перепродают. Брокеры же выступают посредниками между продавцами и покупателями. Причем покупателями могут быть как частные коллекционеры, так и галереи. 

У лучших брокеров и арт-дилеров возможности такие же, как у галерей. Эти люди решают, в каких работах сейчас нуждается рынок, они задают тенденции и устанавливают цены. При этом, в отличие от аукционов, они могут и не обнародовать информацию о сумме сделки, что открывает им пространство для спекуляций. Иногда разница составляет десятки и тысячи долларов.

Продать картину арт-дилеру довольно сложно. Таким участникам арт-рынка художник становится интересен только в том случае, если он уже не меньше 10 лет присутствует на рынке, о нем есть публикации в СМИ, и цены на его работы демонстрируют стабильный рост. Также арт-дилеры часто скупают работы умерших художников, если при жизни мастер смог добиться некоторой известности на первичном или вторичном рынке.

Как продавать онлайн через специальные сервисы

Согласно Artsy Gallery Insights 2021 Report, сегодня онлайн-продажи через социальные сети и сайты галерей заметно потеснили остальные источники, и для современной живописи имеют значение даже больше, чем художественные ярмарки. Дилеры активно используют для продвижения stories и создают рекламные посты в Инстаграм. 

Поэтому сегодня, рассматривая варианты, где можно продать картину, лучше сразу интересоваться интернет-ресурсами:

  • правила продажи здесь более демократичные;
  • у художника в Интернете есть возможности для самостоятельного продвижения;
  • крупные арт-дилеры тоже осознали возможности, которые предоставляет интернет. 

Одной из первых успешных онлайн-галерея стала "Artsy". Интересно, что в нее вложил средства уже упомянутый арт-дилер Ларри Гагосян. Но создан этот стартап был студентом Картером Кливлендом. Ему повезло — идею поддержали и другие влиятельные люди, например, некоторые из семейства Рокфеллеров, супруги миллиардеров Руперта Мёрдока и Романа Абрамовича. В 2012 году онлайн-галерея была запущена, и к 2017 году в ней уже было представлено более 800 тысяч картин из 4 000 галерей со всего мира. К 2021 году в день эту платформу посещало более 4 млн. человек.

Разместить свои работы на Artsy самостоятельно не получится. Это можно сделать только через одну из представленных там галерей. К тому же, все услуги здесь платные. Есть разные пакеты с различным набором опций. В среднем придется заплатить не менее 500 долларов для того, чтобы пользоваться сервисом.

Где можно продать картину новичку, который не готов платить такую сумму сервису:

  • портал "Артхив", который предлагает художникам интересный функционал для продвижения работ;
  • ArtOnline — российская галерея, выполняющая функции посредника между продавцами и покупателями;
  • Gallerix — частный арт-клуб, также представляющий собой торговую площадку (здесь же можно найти тех, кто ищет мастера, чтобы выполнить портрет или другую картину на заказ);
  • "Вайлдберриз" — но делайте упор на то, что это авторская картина;
  • на сайте "Ярмарка мастеров". 

Где продавать картину художнику быстро? Сложно ответить однозначно. Можно предлагать свои работы сразу в нескольких проектах или комбинировать способы продажи. Например, можно продавать через виртуальную галерею и свою страницу в социальной сети.

Как продавать через соцсети?

Продать картину в Интернете можно самостоятельно — через собственный сайт или аккаунт в соцсети. Для этого нужно зарегистрироваться в Инстаграме. Кстати, в этой сети есть и аккаунты арт-дилеров. Количество фолловеров уже упомянутого Ларри Гагосяна составляет около 900 тысяч подписчиков, чуть меньше — у владельца конкурирующей галереи Pace Gallery.

Можно также открыть страницу в Фейсбуке. В этой сети есть и тематические сообщества для художников, например, "Шар и крест", "Картины по дружественным ценам". 

Где можно продать картину в Интернете с большей выгодой, сказать сложно. И в Инстаграме, и в Фейсбуке будет множество конкурентов, поэтому придется много работать, чтобы выделиться на общем фоне.

По какой цене можно продать картины?

Каждого художника интересует, за сколько можно продать картину. При работе с галереями и арт-дилерами цены диктует покупатель. Если вы будете продавать работы самостоятельно через Интернет, то можно воспользоваться методом сравнения. Посмотрите, сколько стоят работы других новичков, и ориентируйтесь на этот уровень цен. Очень важно ориентироваться именно на ваш сегмент. Шестизначные суммы коллекционеры готовы платить только за работы старых мастеров. Самая дорогая проданная картина — "Спаситель мира" Леонардо да Винчи — стоит более 450 млн. долларов. Новички не могут рассчитывать на такие суммы. Раскрученные современные художники — например, Бэнкси — могут продать картину за 12 млн. долларов. Но новички, скорее всего, могут рассчитывать на суммы от 10-20 тысяч рублей за небольшое полотно.

Небольшую наценку можно получить за эксклюзивность — если это оригинальная работа, которую нельзя технически размножить законным путем. Если это фотографии или цифровые картины, с которых можно делать копии, то цена будет ниже. Причем только первые 12 работ, сделанных с оригинала, будут считаться произведением искусства.

Практические советы

Чтобы успешно продавать картины в соцсети:

Распределяйте время правильно: половину времени придется тратить на бизнес и столько же — на творчество. Даже, если картина еще не готова, фотографируйте ее состояние на сегодняшний день, чтобы подписчики видели прогресс, и выкладывайте снимки в свой блог.

Исследуйте рынок. Посмотрите самые продаваемые картины художников современности и проанализируйте, в чем причина их успеха. Сравнивайте цены, изучайте тенденции рынка.

Работайте с картинами малого формата. Они не просто доступнее по цене, но и практичнее. В Интернете не так много людей, которые имеют подходящее жилье для размещения масштабных полотен.

Персонализируйте свой аккаунт. Рассказывайте о себе, показывайте мастерскую, говорите о вещах, которые вас вдохновляют.

Сделайте процесс покупки максимально простым. Оставьте везде контактные данные и не забывайте проверять комментарии и личные сообщения, чтобы покупателям было легко с вами связаться.

Определите свою целевую аудиторию. Если вы пишете виды города, закажите открытки со своими работами (в том числе и электронные) и предложите туристическим агентствам.

Оставляйте комментарии в других блогах и аккаунтах, чтобы привлечь к себе внимание. 

Проводите виртуальные мастер-классы, участвуйте в конкурсах и выставках, пусть даже местных. У вас появится опыт и даже своего рода "стаж" на рынке, который потом будут учитывать галереи. 

Так же, как и при продаже обычных товаров, устраивайте акции. Например, можно предлагать покупателям бесплатную доставку при заказе свыше определенной суммы. Накануне праздников можно устраивать скидки.

Как начать продавать собственные картины?

Сколько зарабатывает художник?

Где купить картину?

Коментарии

Оставьте комментарий!