Конец XIX начало XX вв. в искусстве невозможно охарактеризовать единым словом или даже предложением. Изменения в сознании людей, большие перемены во всем современном мире заставили творцов в разных странах переосмыслить искусство, постоянно ища что-то новое, свежее, необычное. Революции и войны, научные и технические открытия, изменения в понятиях Космос и Вселенная, передел власти, разделение религии и государства – все это не могло не повлиять на художников, скульпторов, поэтов и музыкантов.
Стиль модерн это общее название сразу нескольких направлений в искусстве, порвавших с реализмом и классицизмом, и создавших новые условия для творчества.
Винсент Ван Гог. Звездная ночь
Французское слово «modern» означает «новый», «новейший», «современный». Но в разных странах искусство того времени называют по-разному. Англия и Франция используют словосочетание «art nouveau» или «новое искусство», в Германии «Jugend» или «молодой» – по названию журнала, впервые публиковавшего труд новых художников.
Начало модерна тесно связано с развитием технического прогресса. Рациональность и расчетливость стали более важными, чем духовность и религия. Уже нет смысла доносить до людей только правду. Классицизм, реализм и модерн начинают противоречить друг другу просто для того, чтобы научить человека думать иначе, ведь этого требует время.
Модерн в искусстве – это взрыв творческих идей, снесших как саму культуру, так и ее представителей, раскидав по разным направлениям. Особенности модерна в том, что все творчество стало другим. Понятным и непонятным, доступным и недоступным, и нет однозначного ответа, хорошим или плохим. Просто другим.
Модерн в архитектуре прежде всего дал о себе знать в странах Европы, немного захватив Америку. При этом в каждой стране мастера работали в своем, непохожем или частично похожем направлении.
Среди известных архитекторов стоит отметить Виктора Орта и Анри ван де Велде в Бельгии, Отто Вагнера и Адольфа Лооса в Австрии, Антони Гауди в Испании.
Антони Гауди. Церковь Саграда Фамилия
Промышленные и технические открытия, появление новых материалов, форм и конструкций стали замещать привычные способы строительства. Камень и дерево замещаются металлом, стеклом и пластмассой. Форма здания перестает быть наглядным примером – теперь ее появление зависит только от конструктивного назначения. Появляются многоквартирные одинаковые дома и жилые комплексы, жилые здания теряются свою индивидуальность. Постепенно и все другие здания приближаются к единому типу, архитекторы стараются сделать их максимально функциональными, а не живописными.
Модерн в живописи – это несколько направлений, возможно даже внешне не связанных и не похожих, но объединенных общей идеей.
Самые яркие представители модерна, без привязки их к какому-либо определенному течению, знакомы большинству людей, даже не особо знакомых с искусством. Это Анри Руссо, Густав Климт, Эвард Мунк, П. Пикассо, В. Кандинский, С. Дали и другие.
Густав Климт. Поцелуй
Не обошел стороной графические и прикладные работы стиль модерн. Примеры нового искусства выразились на книжных и журнальных обложках в виде неровных импульсивных линий, неточной графики, ярких кричащих пятен. Афиши стали пестреть странными картинами, заявляя о том, что здесь вас ждет что-то новое. Даже стекла в витринах стали блестеть и переливаться, созданные из мерцающего стекла. Все вокруг человека стало кричать, что мир изменился.
Модерн в литературе характеризуется абсолютно разными направлениями в творчестве. Традиционная проза и поэзия становится то слишком жесткой, то чересчур расплывчатой. В дадаизме так и вообще отличался странным принятием искусства, когда детский лепет ребенка считался более качественным, чем долгосрочная поэма. В ход идут не только художественные, но и философские, психологические размышления. Устойчивый мир распадается на множество осколков и собрать воедино все даже в искусстве слова невозможно.
Литературный модерн характеризуется оригинальными произведениями, не похожими друг на друга но объединенными общей идеей – показать совсем другое искусство.
Одним из характерных направлений в музыке становится джаз. Музыка, создающаяся тут же, под настроение, либо не имеющая основы, либо постоянно изменяющаяся. Разрушающий рок тоже возник в это время. Постоянная импровизация, предельная эмоциональность, стремление к живым реакция зрителей в зале – вот о чем беспокоилось искусство того периода.
Направления модерна, хотя и объединены в одно понятие, связаны между собой разве что временем возникновения. По сути они не имеют общей основы, отличаются как замыслом, так и наличием или отсутствием смысла, так и материалами, техниками, правилами.
Если говорит о картине Малевича «Черный квадрат», считающейся чуть ли не вершиной абстракционизма, а точнее его мелкого течения супрематизма, то более чем за 30 лет до этого уже выставлялись подобные картины. Художник А.А. Альфонс в 1883 году представил публике абсолютно чистый холст с названием «Девушки под снегом». С этого момента и можно говорить о начале возникновения новой эпохи модерн в культуре.
Абстракция – это отказ от изображений реального мира. Основным средством выражения становится цвет, выразительная красота которого не привязана к форме, конкретному образу и сюжету.
А. Матисс. Радость жизни
Традиции сиюминутного впечатления импрессионистов дополнились длительностью его ощущения за счет внесения на полотна четких основ и закономерных элементов. Одними из ярких личностей этого стиля стали В. Ван Гог, Поль Гоген и Поль Сезанн.
Поль Сезанн. Натюрморт
Недосказанность, тонкие намеки, отожествление предметов с людьми и наоборот – эксперимент символизма. Многие элементы были заимствованы из работ голландских художников Босха, Брейгеля, но интерпретированы по-новому. В отличии от многих других направлений здесь часто не отрицаются многие классические каноны – они просто наполняются новым смыслом.
Густав Климт. Идиллия
Многие художники считали необходимым порвать вообще все существующие традиции в искусстве. Так и возникло явление авангарда. Различные течения модерна в принципе отрицали реализм и классику, но в данном случае мастера пытались выйти за любые существующие рамки. Здесь был необходим эпатаж, шок, скандал. Основными ответвлениями авангарда считаются кубизм, фовизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, но часто к нему относят и абстракционизм как направление.
Модерн ХХ века уже шел по Европе семимильными шагами. Пошатнулись все возможные каноны и традиции живописи. И тут в моду вошла Африка. Традиционные скульптуры, яркие одежды, красивые картинки чернокожих обнаженных женщин – единение с природой в ее странности вызвало необыкновенный интерес у мастеров различных направлений.
Первым живописцем, внесшим новое направление, следует назвать Пабло Пикассо. Испанский художник был неравнодушен к строгим геометрическим фигурам, кубам, цилиндрам, конусам, сферам и полусферам. Французы Луи Маркуси, Фернан Леже продолжили получившиеся традиции. Но кубизм был лишь своеобразным экспериментом, в котором творили не так много мастеров.
Пабло Пикассо. Портрет А. Воллара
Название произошло от французского слова «fauve», или «дикие». Направление, поражающее своей наивность, эмоциональностью, максимальной приближенности к самым простым человеческим чувствам. Основными цветами на картинах стали синий, красный и желтый – первичные яркие элементы.
В этом направлении творили Анри Матисс, Анре Дерен, Альбер Марке.
Анри Матисс. Танец
Художественный модерн заявлял о себе все громче и громче. Художники желали привнести в современность нотки грядущего, создать нечто абсолютно новое. Так появился футуризм – от латинского «futurum» или «будущее». Итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти говорил, что шедевром может стать только агрессивное произведение. А именно в будущем, в его техническом прогрессе, в отрицании прошлого футуристы видели новый путь искусства. Националистические движения в Италии способствовали развитию направления, агрессия становится важной, поэтому и неудивительно возникновение фашизма. Культ сильной нации, мощного кулака, готового разгромить все вокруг за свои идеи, урбанизация и индустриализация – главные черты футуризма.
Умберто Боччони. Улица входит в дом
Модерн 20 века это не только стремление создать что-то новое, вопреки старому. Это и желание полностью разрушить культуру в том понимании, к которому мы привыкли. Дадаизм это скорее движение к контркультуре, антикультуре. Даже представители течения говорили, что их направление «не представляет из себя ничего, и стремится ни к чему».
После Первой Мировой войны люди потеряли понимания здравого смысла и представления о порядке. Художники и литераторы подхватили эту идею. Мир разваливался на глазах, страдали люди, а политики выступали с высокими патриотическими лозунгами. Этот бред и стало высмеивать искусство. Поэты читали стихи, состоящие из набора букв и слов, причем заучивали их и декламировали дружно, хором. Счет в ресторане, зачитанный со сцены, становился новой прозой. В произведениях не было никакого смысла, и в этом и был смысл. Даже материалами для художников становится мусор, проволока, отходы жизнедеятельности – потому что разума и логики в том, что происходит в мире, нет. Следовательно, какой разум может быть в искусстве?
Курт Швиттерс. Мерц 25 А. Созвездие
Французское понятие сюрреализм или сверхреальность сочетало в себе все несочетаемое, ненастоящее, оторванное от реальности. Эпоха модерна проходит сложный путь – от полного отрицания всего происходящего до попыток вернуться в мир искусства. Здесь нет никаких правил и традиций, но при этом картины должны вызывать чувство восхищения или страха, скульптуры должны удивлять, музыка и литература заставлять встрепенуться. А как не вспомнить о тех канонах, которые раньше воздействовали на человека?
Случайно возникающие линии должны воплощаться в формы, случайные слова в единую поэму. Среди литераторов стала популярна игра, в которую играли и в советские времена. Каждый записывал слово, закрывал его и передавал следующему участнику. Так рождались новые произведения. Коллективные творения была свойственны также скульпторам и художникам. Появляются новые необычные техники, идеи, работы. Многие обращаются к работам психологов и психиатров, на выставках огромной популярностью пользуются работы людей, находящихся в психиатрических клиниках. Чем «чудесатее» творит автор, тем больше он оторван от реальности и тем больше ценится.
Сальвадор Дали. Осенний каннибализм
Сознательное стремление художников к простоте, упрощенности, детскому рисунку, который может понять каждый. Наивное искусство становится непонятным в качестве культуры, но очень доступным для большинства людей, которые никогда не видели общепризнанных шедевров. И здесь якобы творить может каждый, не имея ни опыта, ни навыков, ни образования. Если такие работы востребованы у людей – вот тут и придет признание.
Пиросмани. Девочка с воздушным шаром
Латинское «expressio» или «выражение» стало названием для течения, зародившегося в Германии перед Первой Мировой войной. Попытка показать внутренний мир человека на грани, на пределе, в сильном духовном напряжении, а вещи такими, словно ты их видишь в последний раз – вот какими задачами жили экспрессионисты.
Эдвард Мунк. Крик
До сих пор в искусстве четко не разграничены такие направления, как модерн и постмодерн. Интеграция идей, работ и даже мастеров, эмигрировавших после войны в разные страны заставляет иногда задуматься, к какому течению относится тот или иной автор, то или иное произведение. Ташизм, лучизм, оп-арт и поп-арт, новый реализм и гиперреализм – черты модерна прослеживаются во многих стилях, и все их невозможно объединить в одно. Но все же так проще говорить о том, что именно владело умами людей того времени. Закончилось время традиций и четкого понимания искусства. Жизнь перемешалась с творчеством и теперь любое направление имеет право на существование.
Ибрагимова Ксения Руслановна