Стиль модерн

Конец XIX начало XX вв. в искусстве невозможно охарактеризовать единым словом или даже предложением. Изменения в сознании людей, большие перемены во всем современном мире заставили творцов в разных странах переосмыслить искусство, постоянно ища что-то новое, свежее, необычное. Революции и войны, научные и технические открытия, изменения в понятиях Космос и Вселенная, передел власти, разделение религии и государства – все это не могло не повлиять на художников, скульпторов, поэтов и музыкантов.

Стиль модерн это общее название сразу нескольких направлений в искусстве, порвавших с реализмом и классицизмом, и создавших новые условия для творчества. 

Винсент Ван Гог. Звездная ночь

Винсент Ван Гог. Звездная ночь

Особенности стиля

Французское слово «modern» означает «новый», «новейший», «современный». Но в разных странах искусство того времени называют по-разному. Англия и Франция используют словосочетание «art nouveau» или «новое искусство», в Германии «Jugend» или «молодой» – по названию журнала, впервые публиковавшего труд новых художников.

Начало модерна тесно связано с развитием технического прогресса. Рациональность и расчетливость стали более важными, чем духовность и религия. Уже нет смысла доносить до людей только правду. Классицизм, реализм и модерн начинают противоречить друг другу просто для того, чтобы научить человека думать иначе, ведь этого требует время.

Модерн в искусстве – это взрыв творческих идей, снесших как саму культуру, так и ее представителей, раскидав по разным направлениям. Особенности модерна в том, что все творчество стало другим. Понятным и непонятным, доступным и недоступным, и нет однозначного ответа, хорошим или плохим. Просто другим.

Архитектура

Модерн в архитектуре прежде всего дал о себе знать в странах Европы, немного захватив Америку. При этом в каждой стране мастера работали в своем, непохожем или частично похожем направлении.

Среди известных архитекторов стоит отметить Виктора Орта и Анри ван де Велде в Бельгии, Отто Вагнера и Адольфа Лооса в Австрии, Антони Гауди в Испании.

Антони Гауди. Церковь Саграда Фамилия

Антони Гауди. Церковь Саграда Фамилия

Промышленные и технические открытия, появление новых материалов, форм и конструкций стали замещать привычные способы строительства. Камень и дерево замещаются металлом, стеклом и пластмассой. Форма здания перестает быть наглядным примером – теперь ее появление зависит только от конструктивного назначения. Появляются многоквартирные одинаковые дома и жилые комплексы, жилые здания теряются свою индивидуальность. Постепенно и все другие здания приближаются к единому типу, архитекторы стараются сделать их максимально функциональными, а не живописными.

Живопись

Модерн в живописи – это несколько направлений, возможно даже внешне не связанных и не похожих, но объединенных общей идеей.

Самые яркие представители модерна, без привязки их к какому-либо определенному течению, знакомы большинству людей, даже не особо знакомых с искусством. Это Анри Руссо, Густав Климт, Эвард Мунк, П. Пикассо, В. Кандинский, С. Дали и другие.

Густав Климт. Поцелуй

Густав Климт. Поцелуй

Графика, прикладное искусство

Не обошел стороной графические и прикладные работы стиль модерн. Примеры нового искусства выразились на книжных и журнальных обложках в виде неровных импульсивных линий, неточной графики, ярких кричащих пятен. Афиши стали пестреть странными картинами, заявляя о том, что здесь вас ждет что-то новое. Даже стекла в витринах стали блестеть и переливаться, созданные из мерцающего стекла. Все вокруг человека стало кричать, что мир изменился.

Литература

Модерн в литературе характеризуется абсолютно разными направлениями в творчестве. Традиционная проза и поэзия становится то слишком жесткой, то чересчур расплывчатой. В дадаизме так и вообще отличался странным принятием искусства, когда детский лепет ребенка считался более качественным, чем долгосрочная поэма. В ход идут не только художественные, но и философские, психологические размышления. Устойчивый мир распадается на множество осколков и собрать воедино все даже в искусстве слова невозможно.

Литературный модерн характеризуется оригинальными произведениями, не похожими друг на друга но объединенными общей идеей – показать совсем другое искусство.

Музыка

Одним из характерных направлений в музыке становится джаз. Музыка, создающаяся тут же, под настроение, либо не имеющая основы, либо постоянно изменяющаяся. Разрушающий рок тоже возник в это время. Постоянная импровизация, предельная эмоциональность, стремление к живым реакция зрителей в зале – вот о чем беспокоилось искусство того периода.

Модернистские направления

Направления модерна, хотя и объединены в одно понятие, связаны между собой разве что временем возникновения. По сути они не имеют общей основы, отличаются как замыслом, так и наличием или отсутствием смысла, так и материалами, техниками, правилами.

Абстракция

Если говорит о картине Малевича «Черный квадрат», считающейся чуть ли не вершиной абстракционизма, а точнее его мелкого течения супрематизма, то более чем за 30 лет до этого уже выставлялись подобные картины. Художник А.А. Альфонс в 1883 году представил публике абсолютно чистый холст с названием «Девушки под снегом». С этого момента и можно говорить о начале возникновения новой эпохи модерн в культуре.

Абстракция – это отказ от изображений реального мира. Основным средством выражения становится цвет, выразительная красота которого не привязана к форме, конкретному образу и сюжету.

А. Матисс. Радость жизни

А. Матисс. Радость жизни

Постимпрессионизм

Традиции сиюминутного впечатления импрессионистов дополнились длительностью его ощущения за счет внесения на полотна четких основ и закономерных элементов. Одними из ярких личностей этого стиля стали В. Ван Гог, Поль Гоген и Поль Сезанн.

Поль Сезанн. Натюрморт

Поль Сезанн. Натюрморт

Символизм

Недосказанность, тонкие намеки, отожествление предметов с людьми и наоборот – эксперимент символизма. Многие элементы были заимствованы из работ голландских художников Босха, Брейгеля, но интерпретированы по-новому. В отличии от многих других направлений здесь часто не отрицаются многие классические каноны – они просто наполняются новым смыслом.

Густав Климт. Идиллия

Густав Климт. Идиллия

Авангард

Многие художники считали необходимым порвать вообще все существующие традиции в искусстве. Так и возникло явление авангарда. Различные течения модерна в принципе отрицали реализм и классику, но в данном случае мастера пытались выйти за любые существующие рамки. Здесь был необходим эпатаж, шок, скандал. Основными ответвлениями авангарда считаются кубизм, фовизм, футуризм, дадаизм, сюрреализм, но часто к нему относят и абстракционизм как направление.

Кубизм

Модерн ХХ века уже шел по Европе семимильными шагами. Пошатнулись все возможные каноны и традиции живописи. И тут в моду вошла Африка. Традиционные скульптуры, яркие одежды, красивые картинки чернокожих обнаженных женщин – единение с природой в ее странности вызвало необыкновенный интерес у мастеров различных направлений.

Первым живописцем, внесшим новое направление, следует назвать Пабло Пикассо. Испанский художник был неравнодушен к строгим геометрическим фигурам, кубам, цилиндрам, конусам, сферам и полусферам. Французы Луи Маркуси, Фернан Леже продолжили получившиеся традиции. Но кубизм был лишь своеобразным экспериментом, в котором творили не так много мастеров.

Пабло Пикассо. Портрет А. Воллара

Пабло Пикассо. Портрет А. Воллара

Фовизм

Название произошло от французского слова «fauve», или «дикие». Направление, поражающее своей наивность, эмоциональностью, максимальной приближенности к самым простым человеческим чувствам. Основными цветами на картинах стали синий, красный и желтый – первичные яркие элементы.

В этом направлении творили Анри Матисс, Анре Дерен, Альбер Марке.

Анри Матисс. Танец

Анри Матисс. Танец

Футуризм

Художественный модерн заявлял о себе все громче и громче. Художники желали привнести в современность нотки грядущего, создать нечто абсолютно новое. Так появился футуризм – от латинского «futurum» или «будущее». Итальянский поэт Филиппо Томмазо Маринетти говорил, что шедевром может стать только агрессивное произведение. А именно в будущем, в его техническом прогрессе, в отрицании прошлого футуристы видели новый путь искусства. Националистические движения в Италии способствовали развитию направления, агрессия становится важной, поэтому и неудивительно возникновение фашизма. Культ сильной нации, мощного кулака, готового разгромить все вокруг за свои идеи, урбанизация и индустриализация – главные черты футуризма.

Умберто Боччони. Улица входит в дом

Умберто Боччони. Улица входит в дом

Дадаизм

Модерн 20 века это не только стремление создать что-то новое, вопреки старому. Это и желание полностью разрушить культуру в том понимании, к которому мы привыкли. Дадаизм это скорее движение к контркультуре, антикультуре. Даже представители течения говорили, что их направление «не представляет из себя ничего, и стремится ни к чему».

После Первой Мировой войны люди потеряли понимания здравого смысла и представления о порядке. Художники и литераторы подхватили эту идею. Мир разваливался на глазах, страдали люди, а политики выступали с высокими патриотическими лозунгами. Этот бред и стало высмеивать искусство. Поэты читали стихи, состоящие из набора букв и слов, причем заучивали их и декламировали дружно, хором. Счет в ресторане, зачитанный со сцены, становился новой прозой. В произведениях не было никакого смысла, и в этом и был смысл. Даже материалами для художников становится мусор, проволока, отходы жизнедеятельности – потому что разума и логики в том, что происходит в мире, нет. Следовательно, какой разум может быть в искусстве?

Курт Швиттерс. Мерц 25 А. Созвездие

Курт Швиттерс. Мерц 25 А. Созвездие

Сюрреализм

Французское понятие сюрреализм или сверхреальность сочетало в себе все несочетаемое, ненастоящее, оторванное от реальности. Эпоха модерна проходит сложный путь – от полного отрицания всего происходящего до попыток вернуться в мир искусства. Здесь нет никаких правил и традиций, но при этом картины должны вызывать чувство восхищения или страха, скульптуры должны удивлять, музыка и литература заставлять встрепенуться. А как не вспомнить о тех канонах, которые раньше воздействовали на человека?

Случайно возникающие линии должны воплощаться в формы, случайные слова в единую поэму. Среди литераторов стала популярна игра, в которую играли и в советские времена. Каждый записывал слово, закрывал его и передавал следующему участнику. Так рождались новые произведения. Коллективные творения была свойственны также скульпторам и художникам. Появляются новые необычные техники, идеи, работы. Многие обращаются к работам психологов и психиатров, на выставках огромной популярностью пользуются работы людей, находящихся в психиатрических клиниках. Чем «чудесатее» творит автор, тем больше он оторван от реальности и тем больше ценится.

Сальвадор Дали. Осенний каннибализм

Сальвадор Дали. Осенний каннибализм

Примитивизм

Сознательное стремление художников к простоте, упрощенности, детскому рисунку, который может понять каждый. Наивное искусство становится непонятным в качестве культуры, но очень доступным для большинства людей, которые никогда не видели общепризнанных шедевров. И здесь якобы творить может каждый, не имея ни опыта, ни навыков, ни образования. Если такие работы востребованы у людей – вот тут и придет признание.

Пиросмани. Девочка с воздушным шаром

Пиросмани. Девочка с воздушным шаром

Экспрессионизм

Латинское «expressio» или «выражение» стало названием для течения, зародившегося в Германии перед Первой Мировой войной. Попытка показать внутренний мир человека на грани, на пределе, в сильном духовном напряжении, а вещи такими, словно ты их видишь в последний раз – вот какими задачами жили экспрессионисты.

Эдвард Мунк. Крик

Эдвард Мунк. Крик

До сих пор в искусстве четко не разграничены такие направления, как модерн и постмодерн. Интеграция идей, работ и даже мастеров, эмигрировавших после войны в разные страны заставляет иногда задуматься, к какому течению относится тот или иной автор, то или иное произведение. Ташизм, лучизм, оп-арт и поп-арт, новый реализм и гиперреализм – черты модерна прослеживаются во многих стилях, и все их невозможно объединить в одно. Но все же так проще говорить о том, что именно владело умами людей того времени. Закончилось время традиций и четкого понимания искусства. Жизнь перемешалась с творчеством и теперь любое направление имеет право на существование.

Коментарии

Ибрагимова Ксения Руслановна

2023-10-22 17:42:58
Это НЕ модернизм!!!!!!!!! ЭТО МОДЕРН!!!!

Оставьте комментарий!