Жанр натюрморт

Натюрморт – универсальный жанр художественного искусства. Главными персонажами здесь выступают многочисленные неживые объекты. Невозможно представить себе художника, который ни разу не рисовал натюрморт. Это основа любого изучения в художественной школе, но и обычный человек, который рисует вне обучения, обязательно пробует срисовывать обыкновенные вещи.

Но настоящие художественные натюрморты нельзя назвать простым изображением существующих предметов, их формы, линий и красок. Уже давно этот жанр стал своеобразным отражением окружающей жизни, быта, мыслей современников или самих художников. Это представление живописцев о мире вокруг, о прекрасном или страшном, о том, что существует или нереально.

Поль Сезанн. Натюрморт с яблоками (4)

Что такое натюрморт

Разделяют два определения для слова натюрморт:

1. Это отдельная картина, холст, скульптура и пр.

2. Название жанра, в котором создаются данные произведения.

Французское сочетание слов «nature morte» буквально означает «мертвая натура» или «мертвая природа». Это воспроизведение разнообразных предметов и вещей, не имеющих живого воплощения. К ним относятся:

· посуда, книги, канцелярские принадлежности;

· предметы обихода, труда, творчества человека;

· мебель, коробки, предметы обстановки, музыкальные инструменты, текстиль;

· продукты питания (фрукты, овощи, готовые блюда, мясо, рыба и пр.);

· листья, цветы, растения.

Иногда в натюрмортах встречаются и живые существа. Например, часто присутствуют домашние питомцы, дикие звери и даже люди. Но они не выступают объектом картины, а служат лишь дополнением к основной идее произведения.

Ян Давидс де Хем. Роскошный натюрморт с попугаем (5)

История развития

Изначально понятие натюрморт появилось как объект изучения академической живописи. То есть именно на неживых предметах обучались искусству рисунка ученики художественных школ, да и просто любители.

Но окружающие предметы рисовали все художники – начиная с пещерных времен. Даже египтяне рассказывали в своих рисунках о быте фараонов. Греки и римляне донесли до нас через античные фрески и мозаики информацию о быте людей того времени. Но как жанр этот вид рисунка еще не оформился. Он развивался дальше и рассказывал о том, как живут люди каждый новый век.

Со временем в задачи художника стало входить не только реальное изображение предмета, его внешнего облика. Через натюрморт можно выразить отношение живописца к этому миру, к происходящим вокруг событиям. Именно поэтому в первое время чаще всего на натюрмортах изображали национальный быт той страны, в которой проживал художник.

Развитие жанра натюрморт

Появление жанра следует связывать со становлением реализма. Как самостоятельное направление натюрморт оформился в XVI веке. До этого момента предметы обихода также изображали, но в основном – в качестве составляющей религиозных картин, портретов великих людей, как часть исторических и бытовых сцен. Но постепенно он выходит из категории «сопутствующего жанра». Сложно сказать, когда конкретно направление стало отдельным видом, но первым натюрмортом принято считать работу Якопо де Барбари «Мюнхенский натюрморт» 1504 г.

Якопо де Барбари. Мюнхенский натюрморт (6)

Своего расцвета натюрморт достиг меньше, чем через столетие, в XVII веке. Голландский, фламандский и испанский натюрморт XVII века – это своеобразное поэтическое отражение традиций быта того времени.

«Малые голландцы», сыгравшие большую роль в становлении натюрморта, начали писать отдельные предметы и их сочетания в различных формах, отдельно от других жанров. Появился термин «застывшая жизнь». На картинах изображались завтраки, обеды – как простых людей, так и высоких особ. Определенным шиком считалось изобразить охотничьи трофеи – с мертвыми животными, птицами, разнообразной дичью. Стали популярными рисунки с букетами цветов.

Балтасар ван дер Аст. Корзина с цветами (7)

Появляются натюрморты с черепами – как животных, так и людей. Обычно они сочетаются с книгами, перьями и чернилами, другими канцелярскими вещами того времени, религиозными предметами. Изображения становятся определенными символами. Например, стекло – философская категория хрупкости, часы – утекающей жизни и смертности человека, яблоко означает искушение или грехопадение. За предметами в картине прячутся засекреченные смыслы бытия.

В русском искусстве натюрморт стал популярным позже, в XVIII веке. В это время, художники начали отходить от иконописи, исторических картин и портретов известных людей, стала популярной светская живопись. И если изначально натюрморт в России рассматривался как учебная постановка или дополнение к основному сюжету, то теперь он выходит на первый план (2).

Расцветом жанра считают конец XIX, начало XX вв. И здесь натюрморт получил распространение не только в академической, реалистической плоскости. За его развитие активно взялись импрессионисты, кубисты, футуристы, экспрессионисты и другие живописцы.

Если говорить о современном искусстве, натюрморт стал присутствовать не только в живописи и скульптуре. Фото и киноискусство стали использовать неживые предметы в своих целях, особенно в целях рекламы. Коммерческие художники, фотографы – все они начали создавать привлекательный образ товаров с помощью натюрморта.

Особое место заняли современные инсталляции – с помощью простых вещей, их частей и даже простого мусора уличные или известные художники создают нечто новое в жанре. Натюрморт становится определенным художественным экспериментом.

Знаменитые художники

«Пионерами» жанра следует все-таки назвать некоторых художников группы «малых голландцев». Среди самых ярких имен – Ян Брейгель Старший, Ван Дейк, Якоб де Гейн Младший, Питер де Хох.

Ян Брегель Старший. Букет цветов.

Среди нидерландских художников следует отметить известных рисовальщиков – Аброзиуса Босхарта Старшего и Младшего., Бальтасара ван дер Аста, Якоба де Гейна Младшего и Яна Давидса де Хема. Основное их направление – цветочные композиции, натюрморты со снедью и дичью.

Так называемые научные натюрморты, с отсылкой к наукам, религии, символике, писали Питер Стенвейк, Давид Байи, Любен Бажен.

Различного рода сервированные столы, с красивыми завтраками, посудой и утварью писали Флорис ван Дейк, Хан сван Эссен, Адриан Корте.

Среди советских художников стоит отметить И. Машкова. Его серии натюрмортов «Снедь московская» рассказывает о продуктах-богатырях, могучих, сочных, великолепных (1). Изображения говорят о жизнеутверждающем взгляде на мир, оптимизме, свойственном советским людям. Сходные черты можно увидеть на картинах П. Кончаловского, М. Сарьяна и др.

И.И. Машков. Снедь Московская. Хлебы (8)

Много писали в данном направлении известные художники К. Коровин, И. Грабарь, П. Кончаловский, К. Петров-Водкин.

В XIX-XX вв. классический натюрморт претерпевает изменения. Его начинают изображать кубисты – Пабло Пикассо, Жорж Брак. Послевоенные метафизики и сюрреалисты также обращаются к этому жанру – протестные картины пишут Джоржо Моранди, Рене Магритта, Сальвадор Дали. Немало натюрмортов в творчестве одних из самых известных художников – Поля Сезанна, Поля Гогена, Анри Матисса.

Пьер Огюст Ренуар уделял натюрмортам очень много внимания. Основными объектами его картин были фрукты и цветы. Винсент Ван Гог любил цветочные пейзажи, в сочетании с кухонной утварью вазами и винными бутылками.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи (9)

Разновидности

Исходя из тех предметов, которые изображены на картине, различают следующие виды натюрморта:

1. Бытовой. Изображение посуды, кухонной утвари, продуктов питания.

Натюрморты с едой являются наиболее распространенными. Воспевать красивые, сочные продукты – это то же самое, что воспевать плодородную, щедрую землю и ее дары. Сначала на картинах изображали традиционные завтраки – сыр, хлебные изделия, фрукты. Зажиточные столы красовались пивом, вином, креветками, дичью. Картины с едой могут многое рассказать об эпохе или конкретных людях.

2. Рыбный, охотничий.

Продолжение идеи с завтраками. Начало положили голландцы, это была дань уважения морякам и рыболовам, а также охотникам – как простым людям, так и высшему сословию. Чаще сего такие рисунки заказывала буржуазия, чтобы показать свои богатства и умения.

3. Фруктовый овощной.

Больше всего можно встретить именно фруктовые натюрморты – яркие, сочные.

4. Цветочный.

Изображение растений, листьев, цветов. В основном не живых, но часто встречаются и растения в горшках. Изначально цветочный натюрморт был жанром голландских художников – торговля тюльпанами и живыми цветами была очень активна, но не все могли позволить купить себе достаточно дорогие цветы.

5. Суета сует.

Этот вид обычно объединяет в себе символы угасающей или ушедшей жизни – черепа, мертвых животных, увядшие цветы, фрукты и овощи, свечи, кресты, хлеб и вино как религиозные объекты (тело и кровь Христа). Такие картины были распространены в эпоху барокко, а каждый предмет был олицетворением религиозной символики.

Якоб де Гейн II. Ванитас (10)

1. Сюжетно-тематический. В композицию могут входить любые предметы, объединенные одной идеей: кухня (посуда, еда), сад (цветы, фрукты, скамейка, лейка), день рождение и т.д.

2. Ученый.Натюрморт, в котором основными объектами становятся книги, карты, канцелярские принадлежности определенного времени. Это направление получило развитие в век изучения химии, математики и физики, а также было связано с расширением географии, путешествиями.

3. Учебный (академический, постановочный).Сочетание абсолютно разных предметов, часто имеющих конкретные геометрические формы. Круг – обычный шар, мяч, мандарин, яблоко. Прямоугольник – коробка, книга. У такого натюрморта есть определенная направленность – научить будущего художника изобразительной грамотности, основам рисунка, видению объемов и форм.

4. Творческий.Выполненный в свободной тематике, технике, подбор предметов также не имеет значения. Такие натюрморты часто бывают выдуманными, фантазийными, предполагают творческий подход.Также следует различать натюрморты по другим признакам:

1. В зависимости от места положения: интерьерный, кухонный, пейзажный, постановочный.

2. По колориту: теплый и холодный.

3. По цвету: черно-белый, однотонный, цветной, смешанный, тональный (с преобладанием серых и коричневых тонов, в голландском «темном» стиле).

4. По рисунку: реальный, графический.

5. По времени: краткосрочный и долговременный.

6. По качеству: реальный, выдуманный, фантастический, декоративный.Назвать четкие границы разновидностей натюрморта невозможно. Как и в любом другом жанре, большинство творческих людей, особенно современников, работали в разных техниках и жанрах. 

Натюрморты, даже самые сюрреалистичные, отличаются определенной детальностью, эстетичностью, очень продуманы и подчеркивают простоту или роскошь вещей. Обычный быт разных эпох всегда вызывал интерес у людей. Неважно, чей это был быт – простых небогатых людей, или очень обеспеченных. Жанр натюрморта всегда будет востребован. Он универсален и никогда не потеряет своей актуальности. Именно он является основным с самого начала зарождения искусства. И неважно, что изображено на картине – реальность или выдумка. Натюрморт это классика живописи, но в любом случае, художники имеют право отходить от стандартов, чтобы показать всю красоту окружающего мира.

Все жанры изобразительного искусство

Список источников

1. Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста. Том 10: Литература и искусство / Д.Т. Благой, Л.И. Тимофеев, В.Н. Шацкая. – М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1961 г. – стр. 336-340.

2. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 1 / Гл. ред. М. Аксенова. – М.: Издательство Аванта +, 1998 г. – 688 с.

3. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 2 / Гл. ред. М. Аксенова. – М.: Издательство Аванта +, 2000 г. – 656 с.

4. Ogivitel-art [Электронный ресурс] / Поль Сезанн Натюрморт с яблоками. Режим доступа: свободный. (дата обращения: 21.11.21).

5. Wikimedia Commons [Электронный ресурс] / File:Heem, Jan Davidsz. de - A Richly Laid Table with Parrots - c. 1650.jpg. Режим доступа: свободный (дата обращения: 21.11.21).

6. Википедия [Электронный ресурс] / Файл:Jacopo de' Barbari 001.jpg. Режим доступа: свободный. (дата обращения: 21.11.21).

7. Wikimedia Commons [Электронный ресурс] / File:Basket-flowers-1622.jpg. Режим доступа: свободный (дата обращения: 21.11.21).

8. Риа Новости [Электронный ресурс] / Бархатный, Адский и Ко: младшие Брейгели — в Новом Иерусалиме. Режим доступа: свободный. (дата обращения: 21.11.21).

9. Sochinenje.ru [Электронный ресурс] /Сочинение по картине Снедь московская. Хлебы И.И.Машкова. Режим доступа: свободный. (дата обращения: 21.11.21).

10. Википедия [Электронный ресурс] / Ван Гог, Винсент. Режим доступа: свободный. (дата обращения: 21.11.21).

11. Википедия [Электронный ресурс] / Vanitas. Режим доступа: свободный. (дата обращения: 21.11.21).

 

Коментарии

Оставьте комментарий!