Жанры изобразительного искусства

Иерархия жанроввысокие и низкие роды живописи — систематизация различных жанров изобразительного искусства по их значимости.

Жанры изобразительного искусство

Жанры изобразительного искусство

Жанры живописи (франц. genre - род, вид) - исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства, специфичные для каждой из областей художественной культуры. В изобразительном искусстве основные жанры определяются, прежде всего, по предмету изображения (портрет, пейзаж, интерьер, натюрморт, а также исторический, батальный, анималистический, бытовой жанры) или по характеру интерпретации этого предмета (карикатура, шарж, камерный портрет, историко-бытовой жанр и т. п.). [1:27]  

Если нужно начать с самой общей характеристики жанра в искусстве, мы определили бы его как избирательность художественного творчества. Две стороны дела имеются в виду в этом определении.

Первая заключается в том, что в реальном творческом процессе художник всегда стоит перед необходимостью более или менее сознательного выбора некоей жанровой структуры, которая кажется ему оптимальной для решения данной творческой задачи. И даже в том случае, когда ни одна из существующих в его время жанровых структур художника не устраивает и он отправляется на поиски новой — то ли модифицируя одну из имеющихся, то ли скрещивая два или три известных ему жанра, то ли пытаясь сконструировать нечто совершенно в этом плане небывалое, — даже в этом случае он вынужден осуществить некий акт «жанрового самоопределения».

«Поджанры» основных жанров могут возникать при дроблении самих предметов изображения (морской вид, марина - особый вид пейзажа, «завтраки» и «десерты» - разновидности натюрморта). Основные жанры, как и само понятие жанр, имеют свои исторические границы. Искусство древности, средневековья, Возрождения не знало четких границ между жанрами, и только в XVII—XVIII вв. эстетика классицизма создала строгую иерархическую жанровую систему с разделением жанров на «высокие» и «низкие». Однако уже в XIX в. эта иерархия разрушается, а границы между жанрами постепенно стираются, начинается процесс их переплетения и сложного взаимодействия.

Портрет

Музыкант мандолины, Фешин 75 х 45,5 см.

Музыкант мандолины, Фешин 75 х 45,5 см.

Портрет (франц. portrait, от устаревшего portraire - изображать) - изображение какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. Зарождение портрета относится к глубокой древности, когда его назначение было во многом обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами. Необходимость «дублирования» модели (портрет как её двойник в загробной жизни) приводила к проецированию на имперсональный канонический тип изображения (воплощающий нечто неизменное) индивидуально-неповторимых черт определённого человека. Широкий расцвет светского портрета происходит в эпоху Возрождения.

Существуют многие разновидности портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном — чаще на нейтральном фоне.

По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли — портретные галереи.

Портрет, в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа называют костюмированным.

Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет — изображение художником самого себя. Портрет передает не только индивидуальные черты портретируемого или, как говорят художники, модели, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый человек. [2:63]

Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, действенная человеческая личность (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто).

Автопортрет

Рембрант - Автопортрет в возрасте 63 лет

Рембрант - Автопортрет в возрасте 63 лет

Автопортрет - это особый жанр в искусстве и, пожалуй, один из самых сложных. Если художники других направлений тщательно изучают и пытаются передать природу внешних объектов на холсте, то художник, который пишет автопортреты, должен направить взгляд внутрь себя - заняться глубоким само исследованием. Эта задача настолько волнующая и вдохновляющая для творческого человека, что многие художники попали под его обаяние. Например, в галерее Уффици во Флоренции есть коллекция автопортретов художников. Начало коллекции было положено в XVI веке и сегодня оно огромно.

Подробно о жанре портрет.

Пейзаж

Иван Иванович Шишкин – Рожь, холст, масло, 1878 г.

Иван Иванович Шишкин – Рожь, холст, масло, 1878 г.

Пейзаж (франц. paysage, от pays – страна, местность) - произведение, в котором основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображенная человеком природа. Отражая различные ступени и стороны духовного (а отчасти и практического) освоения человеком окружающего мира, искусство пейзаж несёт в себе большой мировоззренческий смысл. Изображения природы встречаются ещё в период неолита, когда в искусстве начинают воплощаться представления о закономерностях её жизни, возникают космологические композиции, включающие условные обозначения небесного свода, светил, стран света. В культурах Древнего Востока (Двуречье, Египет) с развитием тенденций к развёрнутому повествованию (особенно в сценах войн, охоты и рыбной ловли) складывается представление о природе как среде действия, нередко сохраняющей мифологический смысл, но в целом приобретающей более конкретный характер. Большей самостоятельностью обладает эллинистический и древнеримский пейзаж (включающий элементы перспективы).

Пейзаж — традиционный жанр станковой живо­писи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный — ведута), индустриальный пейзаж. Особую об­ласть составляет изображение морской стихии — марина. Пейзаж может носить исторический, героический, фантастический, лирический, эпический характер. [2:56]  

Подробно о жанре пейзаж.

МАРИНА

Иван Константинович Айвазовский – Бурное море, 80,5х117, 1860 г.

Иван Константинович Айвазовский – Бурное море, 80,5х117, 1860 г.  

МАРИНА (ит. marina, от лат. marinus — мор­ской) — морской вид, картина (также рисунок, гравюра), изображающая море. Основное в жанре марины — воплощение морской стихии в различных состояниях, а также изображение борьбы с нею человека, попавшего в шторм. В качестве самостоятельного жанра марина появилась в Голландии в начале XVII в. [2:42]  

Художник, специализирующийся в области марины, называется маринистом. Выдающимися маринистами были англичанин У. Тернер и русский художник И. Айвазовский.

Ведута

В переводе с итальянского «Ведута» означает «вид». Это картина, рисунок или гравюра, на которых подробно изображен городской пейзаж. На самом деле фотография - это прототип фотографии, и золотое правило этого жанра - большая точность. Поэтому тот, кто заказал у художника городской пейзаж, действительно забрал домой воспоминания о своем путешествии.

Пастораль

Джорджоне. Пасторальный концерт

Джорджоне. Пасторальный концерт

Латинское слово «pastoralis» переводится как «пастушеский». Главными героями таких картин выступают пастухи и пастушки, нимфы и животные. На пасторальных картинах не встретить настоящих сельских тружеников – все герои идеализированы, либо являются мифическими персонажами, проживающими в совершенной утопии, где царит счастье и полная гармония.

Главная идея – показать спокойствие размеренной жизни людей, красоту пейзажей, гармонию с природой вокруг. Обстановка и действия идеализируются, подчеркивается безмятежность происходящего. Здесь нет страданий и горя, здесь есть только легкость художественных образов, красивая обстановка и счастливые лица.

Пасторальные мотивы играют важную роль и в других видах искусства, не только в живописи. Приемы пасторали используются в музыке, театре, литературе. Мелодичность, нежность, лиричность, мягкие интонации, незамысловатые спокойные сюжеты – все это поэтизирует простую сельскую жизнь.

Каприччио

Джованни Паоло Паннини (Панини). Античный Рим

Джованни Паоло Паннини (Панини). Античный Рим

Каприччио или каприс в переводе с итальянского значит «прихоть, каприз». Изначально использовалось как название музыкального произведения, с причудливыми формами, не классическим построением, с частой сменой образов и настроений. В живописи имеет два значения:

  • изображение четырехмерного вида объектов (в основном архитектурных);
  • сатирическая зарисовка.

Для каприччио характерно совмещение двух планов. На первом – точное изображение объекта, на втором – фантазия автора. Но также этим словом характеризуют некоторые фасмагорные картины, со смешением настоящего и фантастического.

Натюрморт

Натюрморт

Натюрморт (франц. Nature morte, итал. nature morta, букв. - мёртвая природа; голл. stilleven, нем. Stilleben, англ. Still life, букв. - тихая или неподвижная жизнь) - жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), который посвящен изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу. Специальная организация мотива (так называемая постановка) - один из основных компонентов образной системы жанра натюрморта. Кроме неодушевлённых предметов (например, предметов домашнего обихода), в натюрморте изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь, - рыбу на столе, цветы в букете и т. п. Изображение живых, движущихся существ - насекомых, птиц, зверей, даже людей - может иногда входить в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив. Цели натюрморта как жанра не сводятся к выражению символики, к решению декоративных задач или к точной фиксации предметного мира, хотя эти задачи во многом способствовали формированию натюрморта, а его образы нередко отличаются богатством ассоциаций, яркой декоративностью и иллюзорной точностью передачи натуры. Изображение вещей в натюрморте имеет самостоятельное художественное значение; художник может создать в натюрморте ёмкий, многослойный образ, обладающий сложным смысловым подтекстом.

Самые ранние натюрморты в нашем современном понимании жанра были созданы в XV веке до нашей эры. в могилах древних египтян изображения пищи, рыбы и мяса встречаются довольно часто. Элементы натюрморта также можно увидеть на старинных фресках и мозаиках. Интерьеры домов также были не без натюрмортов: изображения цветочных гирлянд украшали арки, двери, мебель.

Искусство натюрморта как жанр появилось в Голландии в начале XVII в. Художники изобра­жали самые обычные вещи, но показывали их красоту и поэтичность. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов (в Голландии П. Клас, В. Хеда, во Фландрии Ф. Снейдерс и др.).  Строгостью и свободой композиции, тонкостью колористических решений, удивительной чело­вечностью выделяются произведения одного из самых замечательных мастеров натюрморта — французского художника Ж. Шардена.

В XIX в. многие ведущие мастера живописи, работающие в разных жанрах, писали и натюрморты, особенно художники постимпрессионизма, для которых мир вещей был одной из основных тем (П. Сезанн, Ван-Гог).

С начала XX в. к жанру натюрморта обраща­ются художники самых разных стилистических направлений. Они экспериментируют с цветом, формой и пространством, увлекаются поиском разнообразной фактуры. Натюрморты продолжают выполняться и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере кубизма.

Изображение прекрасного мира вещей увлекало очень многих художников. Каждый художник нашел для решения этой сложной задачи свои выразительные средства. Порой человек незримо присутствует на картине, и кажется, что он только что вышел и может вер­нуться в любой момент. [2:50]

Подробно о жанре натюрморт

Анималистический жанр

Анималистический жанр - это жанр визуального искусства, связанный с изображением животных в живописи, графике, скульптуре и декоративном искусстве [4].

Название этого жанра происходит от латинского слова «анима» — «животное». К нему относятся произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства, изображающие животных. Художник-анималист должен сочетать большую любовь и чуткость к природе с наблюдательностью ученого.

Впервые термин «анимализм» был использован в отношении скульптуры в 1831 году, когда три молодых французских скульптора - Антуан Луи Бари, Кристоф Фрейтен и Александр Жюонне - выставляли фигурки маленьких животных на парижском художественном салоне. отличаются большим разнообразием мотивов, сюжетов и типов в XX веке [4].

Животный мир имел огромное значение в жизни первобытного человека. Древнейшие художники оставили на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров и мамонтов, которые и сегодня поражают достоверностью. В I тысячелетии до н. э. магические фигурки птиц и зверей из глины, металла, кости породили в искусстве скифских племен от Карпат до границ Западного Китая так называемый звериный стиль. Непосредственность живой формы в сочетании с орнаментальностью композиций надолго останется в декоративном и прикладном творчестве многих народов.

Изображения животных достигают непревзойденной монументальности и величия в Древнем Египте. Ведь многих животных египтяне считали богами. Сфинксы, человекоподобные божества с головами зверей и птиц,воплощали связь человеческого и животного начал в природе. Та же идея единства мира побуждала древних обитателей Перу и Мексики соединять фигуры людей и животных в причудливые группы в украшениях декоративных сосудов.

В Древней Японии и Древнем Китае изображения животных стали распространенным мотивом в декоративных и монументальных композициях. Неизменно отмечается самое существенное в каждом образе. Главным достижением искусства древнего Крита была динамичность, которая пронизывала все обобщенные изображения — от быка до летучих рыбок. В странах Древнего Двуречья фигуры и головы быков, Львов, лошадей украшали посуду,оружие, резные печати и музыкальные инструменты.[3:20] 

Деление на жанры в русском искусстве произошло в XVIII веке, а его признаки наблюдались и ранее. Так дело обстояло с анималистикой, жанровые черты которой обозначились в новую эпоху, хотя изображения животных встречались в живописи, декоративно-прикладном, народном искусстве средневековья. Однако в старое время еще отсутствовала целостная концепция понимания жанра, да и не было причин его сложения. В XVIII веке в связи с формированием нового искусства, основанного на светском, а не христианском мировоззрении, как это было в Древней Руси, появилась потребность общества в познании реального окружающего мира, его материальных закономерностей.[6]

Иппический жанр

В анималистическом жанре отдельным подвидом выделяется иппический (греч. «hippos» – «лошадь»). Главная роль в композиции здесь отдается этого благородному животному.

Изображения лошадей встречаются довольно часто. Образ животного использовался еще в древние времена. До того как лошадь была приручена человеком. Это животное вызывало восхищение у многих художников. Кроме того, знатные особы также старались изображать себя в выгодных ракурсах, в том числе показывая, какие они прекрасные наездники или охотники, и какие дорогие животные находятся в их конюшнях.

К иппическому жанру относятся не только картины с изображением лошадей. Древние наскальные рисунки, скульптуры, игрушки, гравюры, гобелены с картинами военных действий – все это также поджанровые объекты.

Н. Е. Сверчков. Тройка

Н. Е. Сверчков. Тройка

 

Исторический жанр

Исторический жанр – один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, социально значимым явлениям в истории общества.

Подробно об историческом жанре.

Батальный жанр

Французское слово «батай» означает «битва». От него получил название жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сражений  и военных походов. Художники-баталисты стремятся передать пафос и героику войны. Нередко им удается раскрыть исторический смысл военных событий. В этом случае произведения батального жанра сближаются с историческим жанром, поднимаясь до высокого уровня обобщения изображаемого события, вплоть до разоблачения античеловеческой сущности войны (картон Леонардо да Винчи) и развязавших ее сил. К батальному жанру относятся также произведения, изображающие сцены военного быта (жизнь в походах, лагерях, казармах).  [3:43]  

Желание запечатлеть важный момент битвы или раскрыть исторический смысл военных событий приближает жанр битвы к историческому. И желание показать повседневную жизнь военных на фронте или в казармах перекликается с жанром битвы с повседневностью. Художник, работающий в жанре битвы, может быть как современником военных событий, так и их участником. Он может передать на холст не только события, но и свои личные переживания, впечатления и ощущения, связанные с этими событиями.

Люди интересовались образом воина в древние времена. Затем они изображали военных героев, осады крепостей, различные сражения и грозных военачальников. Древние изображения были найдены в Греции, Риме и на Востоке. Они нашли древние вазы, рельефы, ковры, арки, гобелены, мозаики, изображающие военную тематику.

В средние века военные образы были распространены на книжных миниатюрах, иконах и даже на тканях. В XV-XVI веках, в эпоху Возрождения, в Италии начала активно развиваться боевая живопись. Паоло Уччелло и Пьеро Делла Франческа были одними из первых художников, работавших над военной тематикой. В росписи Леонардо да Винчи военные действия получили героическое обобщение и идеологическое содержание (картина «Битва при Ангиари»). А Микеланджело в картине «Кашинская битва» подчеркнул героическую готовность к бою. На полотнах Тициана появилась сцена настоящего сражения, а на работах Тинторетто появилось бесчисленное множество воинов (картина «Битва зари») [5].

Мифологический жанр  

Мифологический жанр – изобразительные сюжеты строятся на основании мифологических повествований.

В искусстве мифологический жанр начал появляться в поздний романтический и средневековый период, когда люди перестали верить легендам и мифам, а они в свою очередь превратились в сказки, где все персонажи были вымышленными. Только тогда художники позволили себе использовать свое воображение в полной мере и смогли изобразить вымышленных персонажей такими, какими они их себе представляли.

Мифологический жанр достиг своего расцвета во времена Ренессанса. Представители этой эпохи ставят моральные и этические проблемы на первое место, которые они пытались объяснить, используя темы мифов и легенд.

Былинный жанр

Былинный жанр – построен по мотивам былин, сказаний и легенд.

Во второй половине XIX века жанр сказки занял одно из ведущих мест в изобразительном искусстве. Это новое направление имело свои особенности. Прежде всего, большинство изображений были красочными и чрезвычайно выразительными. Если вспомнить самые известные произведения этого жанра, они поражают богатством красок и оттенков. Это связано с желанием художников придать изображениям пластичность и одновременно привлечь к ним внимание общественности.

Бытовой жанр

Бытовой жанр – связан с изображением повседневной частной и общественной жизни человека.

Бытовые сцены, запечатленные художниками разных эпох, позволяют как бы заглянуть в реальную действительную жизнь давно ушедших времен. Ведь художник, изображая современную ему жизнь, словно фиксирует для грядущих поколений неповторимые особенности быта своей эпохи.

Первые зарисовки из повседневной жизни существовали во времена наскального искусства. В древних пещерах археологи обнаружили рисунки охоты, рыбалки, танцев и застолья. В Древнем Египте такие рисунки были изображены на стенах гробниц и имели сакральное значение. Они должны были обеспечить покойного богатой и успешной жизнью в загробной жизни. А в Древней Греции бытовые рисунки были обычны на вазах. В средние века, несмотря на то, что все было посвящено религии, в том числе и искусству, бытовой жанр начал постепенно насыщать религиозные сцены.[5]

Подробнее о бытовом жанре

Ню

Французское слово «nu» (обнаженный, нагой) дало название художественному жанру, в котором главным становится человеческое тело. Еще с античных времен нам знакомы обнаженные скульптуры, рассказывающие и физически сильных мужчинах и красивых женщинах. В эпоху Средневековья нагота практически ушла из искусства, вытесненная религией. Но в Возрождение заиграла новыми красками не только в скульптурах, но и на холстах известных художников.

Первые изображения в основном были аллегоричными или мифологическими. Даже более интимные картины, предназначенные для личных спален, часто писали с приглашенных моделей, но не с самого заказчика. В этот период культ человеческого тела делал картины классически идеальными.

В эпоху барокко и рококо нагота не является чем-то постыдным – наоборот, искусство предоставляет возможность любоваться и восхищаться красивыми людьми. А вот в XIX веке произошли изменения в восприятии. Мужская обнаженность стала считаться непристойной, нарушающей общественный порядок. Именно этим можно объяснит множество новых приемов, к которым прибегали художники при написании своих картин в стиле ню.

Карикатура

Итальянское слово «caricare» означает «преувеличивать». Карикатура – сатирический жанр, утрированно и намеренно преувеличивающий отдельные элементы объекта. Целью карикатуры становится высмеивание или разоблачение определенных особенностей человека, животного, вещи, строения. И не только внешних особенностей, но часто и настроения, действий, жестов, сюжета.

Карикатуры как изображения встречались уже в античном искусстве. Но как особый подвид жанрового искусства свое распространение получили в конце XVIII – начале XIX вв. Название изображению впервые дал английский художник Уильям Хогарт в 1748 г.

Карикатуры встречаются не только в изобразительном искусстве. Существуют музыкальные, литературные карикатуры. Большое развитие они получили в графике, особенно часто используясь в газетах и журналах, становясь оружием политической и народной борьбы.

Наглядная политическая агитация выражена в работах французских художников – Оноре Домье, М. Дени. Со времен Первой мировой войны и первых революций сатирический жанр занял устойчивую позицию в работах русских живописцев – К. Малевича, В. Серова, Б. Кустодиева, Д. Моора. Плакаты, листочки, журналы и газеты пестрят карикатурными работами. Не отстают от художников поэты и писатели – достаточно вспомнить Владимира Маяковского. Он не только выпускал уничтожающие тексты, но и сам нарисовал более 400 плакатов.

Шарж

Среди карикатуры отдельное место занимает шарж. Французское понятие «charge» означает «утяжеление». Это также сатирическое, утрированное изображение, но относится только к людям. Так как лавная задача шаржа – показать особенности конкретного человека, в нем всегда сохраняется внешнее сходство. Но некоторые моменты внешности или характерных черт преувеличиваются. Например, длинный нос не всегда означает, что он на самом деле в жизни большой. Скорее всего, это намек на то, что человек часто «сует свой нос» в чужие дела. Именно портретное сходство отличает шарж от обычной карикатуры.

Восприятие произведений искусства

Стили живописи

Жанры изобразительного искусства презентация

Скачать презентацию Жанры изобразительного искусства

  1. История искусств: учебник / М.С.Кухта; Томский политехнического университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета. 2010. – 269 с.
  2. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: Краткий словарь художественных терминов. – Обнинск: Титул. 1998. – 80 с.
  3. Энциклопедический словарь юного художника/ Сост. Н.И.Платонова, В.Д.Синюков. – М.. Педагогика, 1983. – 416 с.
  4. Гнедич П.П. История искусства. - М: АСТ, 2009
  5. Костомаров Н.И. Русская история.-М.:Эксмо.2009
  6. Портнова И.В. Жанр анималистики в русском искусстве XVIII века. К проблеме жанровой эволюции // Вестник КазГУКИ. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhanr-animalistiki-v-russkom-iskusstve-xviii-veka-k-probleme-zhanrovoy-evolyutsii (дата обращения: 03.04.2021).

Коментарии

Руслан

2021-12-23 05:04:44
Есть ли статьи о портрете подробно?

Jamshid Rashidov

2021-12-24 05:08:00
Да есть. https://ocau.uz/ru/janr-portret

Дамир

2021-12-24 16:37:58
Где можно найти подробную информацию о художниках исторического жанра?

Jamshid Rashidov

2021-12-24 16:40:47
Через две недели на сайте будет публикация новой статьи об историческом жанре.

Jamshid Rashidov

2022-01-09 14:43:23
Опубликована статья об историческом жанре https://ocau.uz/ru/istoricheskiy-janr

Оставьте комментарий!