Бытовой жанр

Бытовой жанр в искусстве занимает важное место. Благодаря этому направлению мы узнаем о жизни человечества в различные его эпохи. Это описание нравов и обычаев современного для художника человека, его частной и общественной жизни. Бытовой жанр – часть искусства, в основном изобразительного, в котором отображаются события и действия обычной, повседневной жизни человека.

Изображение бытового жанра практически на 100% связано с живописью. Именно поэтому равнозначными понятиями являются жанровая и бытовая живопись. Но в других видах изобразительного искусства также встречаются жанровые сценки – и в графике, и в скульптуре.

Истоки развития жанра

Бытовой жанр появился еще во времена глубокой древности. Когда люди осознали, что могут начертать рисунки на других предметах, прежде всего они изображали то, что их окружало. А это не столько природа и животные, сколько сам человек и то, что он делает. Картины охоты, рыбалки, собирательства, разведение огня, собраний племени – именно это изображали пещерные люди в первую очередь.

Древневосточные, греческие, римские художники изображали в основном сценки из жизни богатых и знаменитых людей. И не только на росписях и фресках. Посуда, вазы, скульптурные композиции, мозаика – на предметах быта также встречаются жанровые сценки. Но изображая фараона невозможно не написать рядом его слуг. Ссамостоятельного значения эти картины еще не имели, не считались предметом искусства. Скорее они несли религиозную, мифологическую и обыденную направленность.

Классические композиции бытового жанра того времени – рисунки в египетских гробницах, рассказывающие о жизни и похоронах фараона, древнегреческая вазопись.

Жертвоприношение вином

Жертвоприношение вином. 480 г. до Н.Э. 

От эпохи Возрождения до эпохи расцвета

Постепенно рисунок становится частью рассказа, который художники пытаются донести до потомков. Они описывают реальные события как жизни обычных людей, так и знаменитостей, целых городов и стран.

Картины бытового жанра начали писать мастера эпохи Возрождения. Жанровые сценки постепенно отделяются от религиозной живописи. В Италии творили Джотто, Лоренцетти, позже Джоржоне и Бассано, в Нидерландах П. Брейгель, Ян ван Эйк. Все они часто соединяли в картинах повседневную жизнь с известными событиями своего времени, рассказывали о мирном труде и жизни современников.

Охотники на снегу

П. Брейгель старший. Охотники на снегу.

История развития бытового жанра XVI века дошла до нас и во французской миниатюре братьев Лимбургов, в немецкой гравюре Шонгауэра.

Бытовой жанр в живописи XVII века

Как самостоятельный вид искусства начал свое оформление в XVII веке. Итальянские художники-караваджисты ставили во главу угла реалистическую живопись. Бытовой жанр в изобразительном искусстве развивается семимильными шагами, так как мастерам было важно воспроизвести натуру, человека, предметы вокруг него. Любимой темой становится одиночество человека, а как изобразить его на портрете, не прибегая к окружающим объектам? Сочетание человека и предметов вокруг него становится главным, а контрасты света и тени подчеркивают мысли художников.

Голландский бытовой жанр обретает свои отличительные черты. Прежде всего, художники рассказывают об обыденной жизни крестьян и ремесленников, но при этом поэтизируют правду, и преподносят их работу как нечто уютное, замечательное и светлое. Голландцы идеализируют простой труд крестьянина – достаточно посмотреть работы П. де Хоха, Я. Вермеера, А. ван Остаде.

Я. Вермеер. Служанка с кувшином молока

Я. Вермеер. Служанка с кувшином молока (Молочница)

Одной из любимых тем становится идея веселой, разгульной жизни, сборищ с выпивкой и играми, музыкальными представлениями. Здесь нет откровенных пьяниц, просто такова жизнь – без веселья и довольной улыбки прожить на этом свете достаточно тяжело.

Питер де Хох. Пустой бокал

Питер де Хох. Пустой бокал.

Среди караваджистов яркую роль в развитии жанра сыграли П. Рубенс, Д. Веласкес. Причем первый отходит от голландского изображения идеальной жизни простого человека и рассказывает в своих работах о тяжелых переживаниях, разочарованиях и противоречиях жизни. Будучи послом и дипломатом, посещая различные страны и увлекаясь искусством, Рубенс умел четко передать всю правду о жизни простого населения.

Рубенс с помощниками. Скотный двор зимой

Рубенс с помощниками. Скотный двор зимой.

Появляются сценки о правде, морали, сатирические высмеивания – в картинах Ж. Греза, Жан-Батиста Шардена.

Некоторые художники того времени изображают только мир аристократии – здесь бледные дамы и внимательные кавалеры пишут, читают, музицируют, занимаются простой жизнью, которую пока еще художники не научились высмеивать. Сюжет бытового жанра в творчестве Г. Терборха – жизнь дам в красивых платьях, ухаживающих за ними кавалеров. Аристократический, изысканный мир, вроде и богатый, но достаточно простой.

Герард Терборх. Бокал лимонада

Герард Терборх. Бокал лимонада.

Художники того времени обратили внимание на сцены быта не просто так. Это было время расцвета и всех других видов живописи. Портрет, пейзаж, бытовой жанр стали главными темами благодаря тому, что уменьшились заказы на религиозную католическую тематику. При этом мастерам было необходимо как-то продолжать свое творчество. Их не пугали ни монотонные и угрюмые цвета без контрастов, ни отсутствие красивой архитектуры. Простые изображения крестьян, сельчан, моряков, их бедных жилищ и обычной жизни становятся воплощением эпохи.

Темы бытового жанра в XVIII веке

В Италии жанровая живопись расцвела в XVIII веке. Особенностью художников  этой страны становятся известные на весь мир сценки из персонажей комедии масок, итальянского театра, венецианского карнавала. Даже в простых описаниях жизни бедноты художники подчеркивают необычность и причудливость происходящего вокруг. При этом, рассказывая о комедийных сюжетах, мастера бытового жанра пишут смешные сценки в мрачной атмосфере, свойственной для того времени.

А. Маньяско. Обучение сороки

А. Маньяско. Обучение сороки

Когда речь заходит о понятии бытовой жанр, особенности его развития можно проследить по французской линии. Практически не замечающие ранее этот жанр художники начинают писать свои работы в данном направлении. А. Ватто, Ф. Буше, К. Верне, Ф. Мерсье – это совсем не полный список известных жанровиков того времени. У некоторых жанровая живопись играет роль наставления и морали, у других – развивается по принципу идеализации, свойственной голландским художникам. В ней встречаются и признаки барокко, рококо, они или очень реалистичны или наоборот, искусственно-ложные.

Ф. Мерсье. Юный дегустатор

Ф. Мерсье. Юный дегустатор.

Художники обращаются к новым техникам, видам красок, рисуют миниатюры и крупные полотна, гравюры, пробуют пастель и масло. Появляются и первые коллекционеры. Но это не дань искусству, а скорее новая мода, признак престижа.

Среди мастеров других стран следует обратить свой взгляд на бытовой жанр известных художников: У. Хоггарта и Т. Гейнсборо из Великобритании, Ф. Гойя из Испании, известного немецкого гравера Д. Н. Ходовецкого.

У. Хоггарт. Предвыборный банкет

У. Хоггарт. Предвыборный банкет.

Расцвет в XIX веке

Бытовой жанр в живописи 19 века получил широкое распространение во всем мире. Он становится выражением народного мнения, демократическим посылом для простых граждан, выраженным через картины мастеров. Художники бытового жанра появились во всех национальных школах по всему миру. В Германии – Лейбл, Менцель. Во Франции – Милле, Курбэ.

Главными героями становятся те лица, которые показывают всю сущность человеческого сообщества. Те, кто никогда не был замечен, те, на кого старались не обращать внимание. Это отвергнутые обществом люди – рабы и обездоленные, больные и калеки, нищие и пьяные, заключенные и военнопленные.

Жан Батист Дебре. Наказание раба-африканца

Жан Батист Дебре. Наказание раба-африканца.

Нерешенные социальные проблемы проходятся волнами не только по всему миру, но и искусству. Даже без намеков и символизма в живописи прослеживается истинное настроение эпохи. Изнурительный труд низших слоев, тяжелая сельская жизнь, сложные человеческие отношения. Среди известных жанровиков того времени следует отметить В. ван Гога, П. Гогена, Ф. Милле, П. О. Ренуара.

Э. Мане. Баррикада в Париже

Э. Мане. Баррикада в Париже.

Развитие в ХХ веке

Эпоха социальных противоречий, воин и революций, урбанизации и промышленности внесла значительный вклад в развитие бытового жанра. Исчезает религиозность и на ее смену часто приходит бездуховность. Люди растеряны перед революциями и нападками друг на друга. Миллионы людей находятся в состоянии нестабильности и непонимания, что же ждет их в будущем. В бытовой живописи уделяется особое место недостаткам как людей, так и их жизни в целом, страданиям и одиночеству одного человека в большой толпе, тоненькой ниточке надежды. При этом много картин рассказывает о сопротивлении, желании бороться.

В этом направлении начинают творить Д. Беллоуз, П. Пикассо, Д. Ривера, Э. Уайет и др.

Джорж Беллоуз. Поединок Демпси и Фирпо

Джорж Беллоуз. Поединок Демпси и Фирпо (15)

Русский бытовой жанр

Быт крестьян, его сложность и тяжесть, выходят на первое место. Появляется понятие русского реализма, превратившего направление живописи в глубокое, социально направленное средство критики царской России, прославляя простого человека и обличая чиновников. Показатель значимости жанра в стране можно увидеть в любом музее – достаточно сравнить картины любого художника того времени. Небольшие портреты знаменитостей и огромные масштабные полотна, изображающие обычных людей («Бурлаки на Волге», «Ремонтные работы на железной дороге» К. А. Савицкого и пр.).

Основоположник бытового жанра в русском реализме, А. Венецианов, прежде всего, изображал в своих картинах очаровательную повседневность крестьянской жизни. Тяготы и страдания отходили на второй план.

А. Г. Венецианов. Гумно

А. Г. Венецианов. Гумно.

В России направление получило признание благодаря передвижникам. Бытовой жанр передвижников просто кричал с картин о том, что крепостное право устарело, переросло себя, что необходимы перемены в жизни простого человека. 

Самой масштабной фигурой среди этих жанровиков следует назвать И. Е. Репина. Это имя – ключевое, когда речь заходит о русском реализме того времени. Он охватил своим творчеством все возможные направления – от пейзажа до истории. Но бытовой жанр стал наиболее востребованным как в его время, так и в настоящее. Именно он писал картины «на злобу дня», соединяя многие жанры в единое. И именно его картины – источник изучения и вдохновения на уроках искусства, литературы, русского языка.

И. Репин. Бурлаки на Волге

И. Репин. Бурлаки на Волге.

Не отставал в показе тягот жизни народа и В.И. Суриков.

В. Суриков. Утро стрелецкой казни.

Социально-бытовые проблемы доносили до людей художники П. Федотов, К. Брюллов, С. Коровин, И. Крамской, К. Савицкий и др. Причем многие рассказывали о разных сословиях, часто смешивая в одной картине сразу несколько историй. Часть их них просто повествовали, часть высмеивали, где-то добро шутили, а где-то показывали весь ужас сложившейся ситуации.

П. Федотов. Сватовство майора

П. Федотов. Сватовство майора.

Не отставали художники и в изображениях купеческой повседневной жизни. Например, этим прославился Б. Кустодиев.

Б. Кустодиев. Купчиха за чаем

Б. Кустодиев. Купчиха за чаем.

Бытовой жанр – это не только возможность полюбоваться творениями мастеров. Прежде всего, это история человечества. Причем, в отличие от исторического жанра, с которым тесно переплетается в некоторых моментах, бытовая живопись дает нам сведения о самых простых идеях, желаниях и воплощениях людей. Фрагменты реальности с разных картин складываются в единое целое, что позволяет узнать нам больше правды о жизни наших предков.

Статьи по теме:

Жанры изобразительного искусства

Источники

  1. Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста. Том 10: Литература и искусство / Д.Т. Благой, Л.И. Тимофеев, В.Н. Шацкая. – М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1961 г. – стр. 336-340.
  2. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 1 / Гл. ред. М. Аксенова. – М.: Издательство Аванта +, 1998 г. – 688 с.
  3. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 2 / Гл. ред. М. Аксенова. – М.: Издательство Аванта +, 2000 г. – 656 с.
  4. Справочник школьника. История мировой культуры / сост. Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. – М.: Филолог. Об-во «Слово», Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, ТКО «АСТ», 1996. – 610 с.

Коментарии

Оставьте комментарий!