Исторический жанр

Что такое исторический жанр

Исторический жанр – область мирового искусства, отображающая реальные события жизни и истории от прошлого до современности. При этом изображающиеся действия общества или конкретного человека должны иметь важное значение для большинства лиц.

Все жанры изобразительного искусство.

История человечества была бы неизвестна современникам без произведений искусства, которые много о ней рассказывают. Мифология, религия, реальные факты – все это переплетается и доносит до нас картину мира. Иногда реальную, иногда выдуманную. Различные эпизоды жизни древних людей и современников создателей произведения, иногда рассказывают настоящую правду, а иногда идеализируют происходящее, или наоборот, его усугубляют и драматизируют.

Это направление считается наиболее сложным и относится к категории «высоких», в отличие от натюрморта и пейзажа. Именно исторические картины рассказывают людям правду о прошлом и настоящем, поэтому ошибаться в их написании нельзя. При этом следует учесть, что многие полотна заказывались известными личностями и часто «приукрашались», выдавая желаемое за действительное.

Ж. Л. Давид. Смерть Сократа.

Особенности исторического жанра

Исторический жанр в искусстве существует как самостоятельно, так и переплетаясь с другими. Смешанными видами являются:

  1. историко-бытовой жанр;
  2. историко-мифологический;
  3. портретно-исторический;
  4. исторический пейзаж;
  5. батальное искусство.

При этом в исторический жанр в живописи включают также и его разновидности, в том числе и религиозные сюжеты. Библейские события из Ветхого и Нового завета также отображают многие важные эпизоды человеческой истории, поэтому провести четкую черту, которая разграничивает эти виды искусства достаточно сложно.

История также переплетается и с аллегорией. Древнеримские и древнегреческие божества часто отожествляются с правителями, известными личностями.

Тициан. Вакх и Ариадна.

Среди произведений исторической направленности следует отметить следующие:

  • картины, росписи, фрески, рельефы;
  • скульптуру (монументальную, станковую);
  • литературные произведения (стихи, поэмы, романы, рассказы и пр.);
  • книжные миниатюры.

История развития

Впервые исторические события начали изображать еще в глубокой древности. В пещерных рисунках люди рисовали не только бытовые сценки из жизни (например охоту, приготовление пищи), но и важнейшие природные события вроде извержений вулканов, землетрясений, первые войны за территорию. Часто реальные события переплетались с мифологическими, выдуманными или такими, которые люди не могли объяснить. Например, встречаются изображения богов и волшебников, но вполне вероятно, что это были живые люди, которых просто обожествляли.

Со времен античности люди начали делать различия между мифологией и историей. И понимать, что необходимо донести до предков истинную правду о настоящем. Впервые реальность фактов стала изображаться отдельно от символики.

В Средневековье на концепцию изображения событий сильно влияла религиозная направленность. Эпизоды из Библии, некоторые войны, представлялись как действительные, и разораться, что реальность, а что выдумка достаточно сложно. Уже в то время историческую живопись называли самой благородной формой искусства, ведь описать правду намного сложнее, чем выдумку. Кроме того, творчество художников должно было быть направлено на укрепление морали и нравственности общества, приблизить народ к вере в Бога, в государство, в общественных деятелей.

 

Уолтский диптих. Король Ричард II со святым Эдмундом Мучеником, Эдуардом исповедничком и Иоанном Крестителем предстоят перед Мадонной.

Исторический жанр в изобразительном искусстве начал формироваться в качестве отдельного в эпоху Возрождения. Активная торговля и путешествия породили новых образованных людей, знающих множество языков, умеющих общаться и создавать новое. Главная идея эпохи – показать красоту человека и его внутреннего мира. Кроме того, языком живописи художники Возрождения пытались донести до зрителя некоторые магические знаки. Картины критиковали власть, чиновников, рассказывали про убогость либо великодушие некоторых людей. Так историзм смешивался с аллегорией и символизмом.

Значительную роль в развитии жанра сыграло веяние романтизма. Он провозгласил реализм и историзм главными творческими принципами в изображении человека. При этом художники писали не только важных персон, внимание направилось и на простых людей. Главным стало описание события, которое повлияло на них и на следующие поколения.

В XVII веке исторический жанр выходит на первый план. Классицизм предполагал рассказы о настоящих героях, изображенных на монументальных полотнах и работах. И здесь история вступает в свои права. Ведь настоящие, а не мифологические образы и события вызывают больше чувств, в силу их значимости.

Э. Делакруа. Резня на острове Хиос.

XVIII век стал переломным для всей живописи мира. Реализм становится академическим и обязательным для всех художников. При этом приобретают большое значение не только сами события, но и их переплетение с другими жанрами – натюрмортом, пейзажем, портретом и пр. К героям добавляются религиозные и научные символы, современные атрибуты и одежда.

Жан-Луи Давид. Смерть Марата.

Картины исторического жанра писали и русские художники. XIX – начала XX вв. Это было расцветом для русской школы. Основные идеи – сила народа и его единство, постепенно переросли в революционные темы. При этом использовались не только современные темы – художники возвращались к сюжетам из прошлого, особенно к темам великих войн и достижений.

Известные мировые художники и картины

Итальянец Л. Б. Альберти, средневековый ученый, живописец, архитектор и писатель, говорил о том, что описать правду намного сложнее, чем выдумку. Именно его считают основателем жанра,

В эпоху ренессанса большую роль играли художники, расписывающие храмы, соединяя религиозные сюжеты с историческими. Здесь стоит упомянуть Мазаччо, расписывающего капеллу Бранкаччи (используя моделями реальных лиц, в том числе и самого себя), и Сандро Ботичелли с его полотнами историко-мифологического плана («Весна», «Поклонение волхвов», «Призвание Моисея», «Рождение Венеры», серия портретов Медичи, Данте и пр.).

С. Ботичелли. Рождение Венеры.

Среди художников-романтиков большую роль в развитии исторического портрета сыграл Э. Делакруа. Полотна с большим количеством людей и действий, революционные темы – такие работы вызывали восхищение у современников. А многие художники стали брать пример с великого мастера.

Э. Делакруа. Свобода, ведущая народ.

Известнейший художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи также не обошел стороной исторический жанр. Эстетика эпохи дошла до нас в картинах «Крещение Христа», «Тайная вечеря», «Битва при Ангриари» и других.

В XVII веке на историческую тематику писали многие мировые художники. При этом работы были направлены не только на современность, но и на прошлое. П. П. Рубенс «Битва греков с амазонками», «Самсон и Далила», Н. Пуссен «Похищение сабиянок», «Успение Богородицы», «Битва израильтян с саммореями», Ж. Л. Давид «Клятва Горациев», «Смерть Марата», «Бонапарт на перевале Сен-Бернар», серия портретов известных людей. Пафосность изображений, возвеличивание обычных действий, героические действия становятся во главу работ.

Среди исторических картин, дошедших до нашего времени, от Диего Веласкеса осталась только одна – «Сдача Бреды». Полотно посвящено долгой осаде испанцами голландского города. Но существует много доказательств того, что таких картин у великого художника было множество.

Д. Веласкес. Сдача Бреды.

Голландский художник Рембрант известен целой серией исторических и мифологических полотен. «Заговор Клавдия Цивилиса», «Даная», «Пир Валтасара», «Христос во время шторма» и др.

Рембрант. Ночной дозор.

Любая война, каждая революция, также привносили в жанр новые веяния и новые имена. Великая французская, Голландская, Франко-Прусская, Наполеоновские завоевания, гражданские войны в разных странах – все они, а также их герои, отражались на полотнах художников того времени. Вспоминали художники и о старых сражениях – Крестовых походах, Столетней войне, об Александре Македонском. Ну и конечно, большое количество работ было выполнено на тему сюжетов Первой и Второй мировой войны.

Русский исторический жанр

Изначально русское искусство характерно своей религиозной направленностью. Прежде всего, художественные полотна были связаны с Библией и ее сюжетами. Но многие художники писали и для царя, знатных особ, их приближенных. Семейные и парадные портреты, тематические сценки для украшения дома, все это – отражение действующего времени.

И если религиозное направление было самобытным, то жанры вроде портрета, натюрморта, пейзажа и исторической тематики в основном заимствовали из европейской культуры. Художники изучали картины, которые привозились из-за границы, старались работать в таком же стиле и такими же художественными приемами.

Основоположником русского исторического жанра можно назвать А.П. Лосенко. Он создал целую серию картин из прошлого Древней Киевской Руси и античности.

«Владимир и Рогнеда», «Зевс и Фетида», «Прощание Гектора с Андромахой» и другие картины стали начальной точкой в работах других русских художников.

В. Лосенка. Владимир перед Рогнедой.

И. А. Акимов продолжил труды Лосенко. Он писал реальные картины об античных героях и божествах – Геркулесе, Прометее, Сатурне, Мифологические образы, смешанные с реализмом, писал П. Соколов. Историей XIII века увлекался художник Г. Угрюмов. Все их работы идут параллельно с европейскими, отличаясь лишь специфичной техникой и определенной возвышенностью образов.

XIXвек в русской культуре стал взрывом работ в историческом стиле. Картины пользовались популярностью не только среди интеллигенции, но и у простых граждан.

К. П. Брюллов. Последний день Помпеи.

Именно в этом веке живописцы сделали ставку на истории России. В ход идут не только христианские сюжеты, уже привычные многим. Картины рассказывают о великих прошлых битвах, известных личностях (Петр I, Екатерина Великая, знаменитые полководцы), и о простом народе, который много сделал для страны.

И. Е. Репин. Иван Грозный убивает своего сына.

При этом художники изображают не только самых известных людей. Становится популярным бытовой исторический жанр.

Передвижники

Рассказывая о развитии исторического жанра в России, отдельно следует упомянуть передвижников. Русские живописцы отказались от классического академизма и поставили своей целью отображение только настоящей реальности. Бытовой и исторический жанр, а также портреты, стали основополагающими в их искусстве. Причем вдохновлялись художники так называемым «народничеством». Они рассказывали в своих полотнах о простых людях, их быте, труде, силе воли, угнетениях, изображая всю правду в своих работах.

Великий русский художник И. Е. Репин смешивал жанровую и историческую живопись, придавая особое значение отдельным портретам в общей массе. Остросоциальные картины «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» можно разглядывать часами, раскрывая в каждом отдельном человеке свою, неповторимую историю.

И. Е. Репин. Крестный ход в Курской губернии.

Исторический жанр стал главным и в творчестве русского художника-реалиста В.И. Сурикова. Со школьной программы всем знакомы работы «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы в 1799 году», «Покорение Сибири Ермаком», «Степан Разин», «Утро стрелецкой казни». Он воспевал обычный русский народ как движущую силу истории.

В.И. Суриков. Боярыня Морозова.

Русский исторический жанр в картинах передвижников часто смешивался с былинами и сказками. В этом направлении, например, работал. В.М. Васнецов. Он писал не только чисто исторические картины – «Царь Иван Васильевич Грозный», «После побоища Игоря Святославовича с половцами». Но и такие, как «Аленушка», «Витязь на распутье».

В.М. Васнецов. Витязь на распутье.

Многие передвижники работали не только над реальными картинами и событиями. Никуда не уходили и религиозные темы, которые были неразрывно связаны с историей русской культуры.

В. Д. Поленов. Христос и грешница.

И. Н. Крамской очень трепетно относился к изображению отдельных личностей. Причем не только своих известных современников («Портрет художника И. И. Шишкина», «Портрет Л. Н. Толстого», «Портрет Ф. А. Васильева»), но и над библейскими сюжетами («Христос в пустыне»), а также изображал обычных людей («Неутешное горе», «Неизвестная»).

И. Н. Крамской. Неизвестная.

Для передвижников характерна не только настоящая реальность, а больше ее драматизм, эмоции, идейная направленность. Тем и сюжетов в их работах очень много, но все они направлены на одно – рассказать людям всю правду о прошлой и настоящей жизни.

Все жанры изобразительного искусство.

Источники

Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста. Том 10: Литература и искусство / Д.Т. Благой, Л.И. Тимофеев, В.Н. Шацкая. – М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1961 г.

Справочник школьника. История мировой культуры / сост. Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. – М.: Филолог. Об-во «Слово», Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, ТКО «АСТ», 1996. – 207-209 с.

Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма / сост. Т.Г. Петровец. – М.: Издательство «Олма-Пресс», 2001 г., - 320 с.

Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 1 / Гл. ред. М. Аксенова. – М.: Издательство Аванта +, 1998 г. – 688 с.

Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 2 / Гл. ред. М. Аксенова. – М.: Издательство Аванта +, 2000 г. – 656 с.

Коментарии

Оставьте комментарий!