Изображение окружающего мира, как натурального, созданного природой, так и искусственного, сделанного человеком, носит название пейзаж.
Французское paysage переводится как местность, но имеет тесную связь с другими словами: ландшафт декор, вид, ситуация, обстановка, состояние, панорама. В мировой художественной культуре пейзаж имеет два значения:
В большинстве случаев под пейзажем люди понимают изображение именно дикой природы. Но все то, что преображено человеком и находится вокруг нас, также имеет такое же название.
Особое значение в пейзажных картинах отдается пространству и перспективе. Пейзаж, это всегда рисунок вне помещения, поэтому большое внимание уделяется свету и воздушному пространству.
И. И. Левитан. Золотая осень.
Люди изображали окружающий мир с древних времен. Элементы пейзажного искусства обнаружены даже в наскальной живописи. Схематические рисунки рек, озер, гор, островов дошли до нас на каменных глыбах.
Далее пейзаж служил фоном для выдуманных и реальных персонажей, для портретов, икон, тематических картин. С развитием искусства, появления понятий линейности, перспективы, рельефности и объемности изображения, пейзаж становится сначала равноправной частью рисунка, а постепенно выходит на первый план.
В искусстве китайских художников природа стала главным действующим лицом. И пусть эти работы не стали сильно известными, именно VI век, эпоху Тан, можно считать толчком для создания пейзажа. Человек – это часть природы, и только в единении с ней возможно достичь вселенской гармонии. Именно такая мысль пронизывает все работы китайских мастеров.
В Китае появилось понятие «шань-шуй», что дословно означало «горы-воды». Картины рассказывали о природе, больше опираясь на чувства и эмоции, чем на пространственную логику. Небо плавно перетекает в горы, водоемы могут находиться в любом месте картины. При этом все изображения сочетаются и перемежаются со стихами и философскими надписями.
Ли Чжаодао. Путешествие Минхуана в Шу.
Пейзажи с изображениями человека, с обостренной графичностью и декоративностью характерны и для японских пейзажей.
Во времена Возрождения пейзажные мотивы играли роль показа объединения человека и природы в единое целое. Они составляли фон, подчеркивающий смысл сюжета. Но в отдельное направление пока не оформились.
Тициан. Бегство в Египет.
Но именно как самостоятельный жанр пейзаж вышел в свет в европейском искусстве XVII века. Родоначальником можно считать голландских художников, изображающих картины природы. Изначально эти работы писались на маленьких полотнах, за что живописцы получили название «малые голландцы». Эти картины были пронизаны нежностью и светом, впервые создавались воздушные перспективы.
Для пейзажей того времени выделялось два направления. Идиллическое, с милыми и светлыми рисунками, написанными в стиле романтизма. И героическое, чаще всего связанное с документальными событиями, произошедшими в реальности.
Ян ван Гойен. Пейзаж с двумя дубами
В XIX веке оба эти вида стали сливаться, и появились картины с изображениями древних и не очень руин, старых и новых архитектурных зданий. Появляются парковые и городские пейзажи. Жанр набирает популярность, так как не ограничивается только изображением природы.
Рудольф фон Альт. Фонтан Кроцина в Праге
Художники-романтики делают пейзаж средством выражения своих патриотических чувств. Картины преисполнены глубокого гражданского смысла – любви к отечеству, красоты Родины.
XIX в. в работе французских пейзажистов становится временем выражения чувств и эмоций. Импрессионисты находят здесь новые живописные задачи, пытаясь запечатлеть мир в моменте. Появляется новое слово «пленэр», то есть рисунок с натуры, на природе. Именно работа на открытом воздухе, по их мнению, могла позволить правильно передать ощущение свежести, правильный свет и цвета.
Пленэр сыграл очень большую роль в развитии пейзажного жанра. Он позволил живописцам приблизиться к натуральности изображения, стать ближе не только к природе, но и к зрителю. Именно импрессионисты сделали пейзаж приоритетным жанром в художественном искусстве.
Для К. Моне, К. Писсаро и других импрессионистов важными становятся серии картин на один мотив. Именно такие полотна рассказывают, насколько природа изменчива в различное время суток и разное время года, при этом постоянно красива.
К. Моне. 4 картины из серии «Стога»
Кроме пленэра распространение получают вымышленные пейзажи, пейзажи-мечты.
М. Чюрленис. Рай
XX в. объединил и предыдущие направления, и все новые реалии. Здесь и пейзажные, и тематические мотивы, эмоциональные нежные картины, гротескные вымысли, городские строгости.
В зависимости от того, что изображено на картине, в рельефе, скульптуре или другом произведении искусства, выделают следующие виды пейзажа.
В течение долго времени пейзажем считали только изображения природы, чаще всего реальные картины конкретной местности. Натуральные или идеализированные, немного измененные благодаря выдумке художника.
В зависимости от того, от того, что изображено на полотне, различают подвиды природного пейзажа. Речной, горный, лесной, морской – все зависит от природного ландшафта, о котором ведет речь художник.
Морские виды с изображениями воды, земли, гор прибережья выделяют как отдельный вид и называют мариной. Также к данному жанру относят сцены морских сражений. При этом чистой мариной следует называть изображение море в различных его состояниях – спокойном или в шторм, без любых фигур, лодок, кораблей и прочих элементов.
К. Моне. Впечатление (картина, которая дала название импрессионизму)
Изображение сел, поселков, деревень, огородов и полей. Пейзажи часто перемешаны с небольшими бытовыми сценками обычной крестьянской жизни.
В основном природные пейзажи, пропущенные через видение и настроение художника. Это может быть и тихая грусть, и спокойное умиротворение, и гнетущая тишина холодного осеннего утра.
Виды городов, старинных построек, архитектурных комплексов становятся архитектурным пейзажем. Обычно это мощные здания и их фрагменты, исторические развалины, каменные мосты, башни и крепости.
Обычно это картины с детальным, почти фотографическим изображением, реальных городских зданий, улиц и кварталов, дорог и транспорта.
Ян Вермеер. Вид Дельфта
Вид появился в начале 30-х годов в связи с развитием промышленности. Это изображения дорог, заводов, фабрик, портов и прочей специфичной архитектуры.
Живая природа, окультуренная руками человека, всегда привлекала внимание мастеров. Аккуратные дорожки, скамейки, скульптуры и фонари, сделанные человеком, окруженны кустарниками, цветами и деревьями.
Основан на реальных событиях. Такой пейзаж может рассказывать как об изменениях облика планеты Земля, так и о человеческих архитектурных творениях, часто давно забытых.
Реальные или выдуманные изображения космического пространства, планет и созвездий, любых космических объектов.
Основаны только на воображении художника.
Пейзаж часто является составляющей других картин – портретов, натюрмортов, выступая в качестве фона. Здесь он имеет второстепенное значение, но без него не будет ясен смысл всей картины в целом.
При этом не стоит путать фоновый пейзаж с рисунком, где есть фигуративные включения. На такой картине могут быть и животные, и люди, но именно они играют второстепенную роль, даже если находятся на переднем плане. Например, известнейшим примером такого пейзажа является «Утро в сосновом бору» Шишкина. Хотя взор падает прежде всего на медведей, они лишь подчеркивают основной замысел – красоту хвойного леса, подчеркивают его безлюдность.
И. И. Шишкин, К.А. Савицкий. Утро в сосновом бору
Среди китайских мастеров пейзажа следует отметить Го-Си (XI в.), Ма-Юань, Му-Ци, Ся-Гуй, Ли Сысюнь, Ван Вэй. Особенностью большинства китайских пейзажей, кроме смешения художественного искусства с литературным, выступает также вертикальное изображение большинства картин.
Го Си. Ранняя весна
Среди японских художников известны Сэссю (XV в.), Кацусика Хокусай, Андо Хиросигэ (XVIII-XIX вв.).
Широкое развитие пейзаж получил благодаря «малым голландцам» в XVII в. Среди них следует отметит Ван-Гойена, Я. Рейсдаль, Я. Вермеера, П. Класа.
Среди художников XIX в. особо выделяется Дж. Тернер, с его необычными переходными состояниями погоды. Он очень любит писать закаты, восходы, сумерки, природу в тумане.
В XX в. пейзажи писали художники всех направлений. А. Маисс, Ж. Брак, А. Дерен, А. Марке, П. Пикассо, С. Дали, Д. Беллоуз.
Д. У. Беллоуз. Голубой снег.
Знаменит на весь мир художник-маринист Иван Айвазовский. Он писал не только морские виды, но именно море стало его основной любовью.
И. Айвазовский. Девятый вал.
Картины И. Шишкина знакомы любому учащемуся средней школы.
И. И. Шишкин. Рожь.
Лирический, нежный пейзаж характерны для творчества А. Саврасова, М. Нестерова, В. Поленова, и. Репина, И. Левитана. Даже в самых невыгодных временах года – ранней грязной весне и поздней холодной осени художники умели найти такую красоту, которая восхищала зрителей.
Удивительную красоту света и цвета передавал на своих полотнах А. Куинджи. Его цветовые решения вызывают до сих пор много вопросов. Многие специалисты считают, что художник использовал в своих красках определенные химические вещества, которые заставляли краски светиться в темноте.
А. И. Куинджи. Эльбрус. Лунная ноч.
Невозможно упомянуть и известного на весь мир Н. Рериха с его сериями горных пейзажей с использованием необычных цветов, световых и воздушных решений.
Н. К. Рерих. Розовые горы.
Среди художниов-импрессионистов следует упомянуть К. Моне, К. Писсарро, А. Сислей, В. Ван Гог. П. Гоген практически одушевлял пейзаж, приближаясь к принципам символизма.
Жанр пейзажа развивается и в современном мире. Это не только работы в изобразительном направлении. Он стал толчком для развития графики и фотографии. И это современное видение окружающего мира было бы невозможным без долгого формирования взглядов о нем на протяжении нескольких веков.