Люди соприкасаются с искусством каждый день. И не только те, кто посещают музеи, читают книги, слушают классическую музыку. Искусство окружает нас везде. Городские здания, магазины, картины и постеры, граффити на стенах, посуда, ювелирные изделия – все это может быть частью искусства. Но как определить и понять, что является шедевром, что простым произведением искусства, а что красивой рукодельной поделкой?
Не существует четких границ и пропорций, что именно считать настоящим искусством. Все зависит от нашего восприятия. Необходимо лишь развивать в себе чувство прекрасного, уметь чувствовать и ценить то, что предлагают нам творческие люди. Созданные творцами произведения – это летопись человечества, но чтобы уметь ее читать, необходимо хотя бы в общих чертах понимать сущность искусства, особенности его видов, выразительных средствах. И только воспринимая чужие произведения, через себя и свое восприятие, возможно насладиться тем, что предлагает нам искусство.
Искусство – это форма познания мира определенным способом, через чужое видение. Еще первобытные люди, столкнувшиеся с понятием формы предмета, учились создавать не только функциональные вещи (топоры, ножи), но и то, что приносило эстетическое удовольствие – фигурки животных как игрушки для детей, удобную посуду и пр.
Часто говорят, что искусство отражает жизнь и само время. Конечно, это иногда верно. Художник отображает то, что происходит вокруг него, часто очень конкретно и точно. Но при этом всегда пропускает это через себя. Недостаточно просто написать портрет известного человека. Только донеся до зрителя свое видение можно на самом деле подчеркнуть внутреннюю сущность знаменитой личности, а может быть какие-то достоинства и изъяны. А иногда наоборот, не используя точные приемы, рисуя лишь линии, пятна или абстрактные фигуры, художник может донести до зрителя свои эмоции и чувства.
При этом нельзя думать, что художник навязывает свое мнение и заставляет зрителя мыслить также, как и он сам. На самом деле истинный творец умеет видеть и передавать то, что другие лишь смутно чувствуют. Иначе бы у художников (в любой сфере искусств) не было столько ценителей.
Каждое произведение искусство индивидуально и уникально. Даже работая в одном направлении, обучаясь у одного учителя, пользуясь одними и теми же приемами и средствами, художники не могут создать одинаковые картины, скульптуры или музыкальные произведения. Художественный образ создается либо моментально, на чувствах, либо вынашивается долго и осмысленно, чтобы вложить в него массу смысла.
При этом зритель также является индивидуальностью, и два разных человека воспринимают одно произведение по-разному. Поэтому художник хоть и несет в произведении частичку своего восприятия мира, в голове у зрителя складывается свой собственный образ, основанный не только на желаниях художника, но и на личном жизненном опыте
Человек воспринимает мир образами. То есть тем, что видит, слышит, может почувствовать руками. Все образы возникают на основе ассоциаций. Невозможно объяснить слепому, что такое синий цвет – он будет воспринимать его по-своему, не так как мы. Или не рассказать глухому, как звучит Лунная соната Бетховена. Но это не говорит, что он не услышит ее сущность. Просто воспринимает он музыку по-другому – звуковыми толчками.
Образ может изображать все что угодно, начиная от существующих объектов, заканчивая чувствами. Художественным образом может стать конкретный человек, выдуманный мифический персонаж, пейзаж, здание, маленький предмет, мысль о любви, грусть или радость. Особенно часто чувственные образы используются в музыке.
Художественный образ – это выраженный в физической форме объект или мысль. Это отражение действительности, выраженное характерным для каждого вида искусства комплексом средств. Художники пишут красками, скульпторы преобразуют объемные средства, музыканты используют ноты и инструменты, фотографы – плоскую поверхность и специальные средства, поэты и писатели играют словами и т. д.
По теме: Художественный образ в изобразительном искусстве.
Некоторые виды искусства в основном воплощают конкретные образы. Кино и театр создают образы путем изображения человека и явлений жизни. Живопись и скульптура изначально являлись отображением реальной действительности или фантастики, замешанной на реальных объектах.
В других видах искусства мы вряд ли найдем наглядные образы. В музыке, литературе они возникают только при прослушивании или прочтении. И даже если четко представлять себе описание человека в книге, то все равно – у каждого отдельного человека образ, подробно описанный автором, будет все равно свой. Те, кто не смотрел фильмы по книгам Л. Н. Толстого, представляют Пьера Безухова по-своему, и часто удивляются, увидев один из фильмов. И уже «навязанный», привычный образ актера из русской или зарубежной киноленты становится нашим постоянным восприятием данного человека.
В музыке образом вообще не всегда является наглядное представления. Иногда это тонкие неуловимые чувства (грусть, радость, недоумение), иногда – воспоминания или переживания на какой-то момент, в который вам запомнилась данное произведение.
Сотни и тысячи произведений искусства созданы благодаря творческой фантазии, но при переработке художником собственных жизненных впечатлений. Это не только его внутренние переживания и мысли.
Творцы подобны волшебникам. В руках художника обычное яблоко переносится на холст и становится сочным и нежным, при этом используются лишь обычные краски. Танцовщик умеет рассказать о любви и боли героя простыми движениями, которые доступны каждому, но только он умеет рассказывать ими истории. Обычные слова у поэтов складываются в стихи, от которых хочется смеяться или плакать.
При этом ни одно, даже самое совершенное техническое умение (рисовать, танцевать, складывать рифмы) не заставит нас любить или ненавидеть. Настоящим художником может стать только тот, кто затронет тонкие ниточки нашей души. А сделать это возможно только тогда, когда в произведениях будет раскрыта правда жизни, ее смысл. Когда идея, понятная большинству, будет выражена в отдельном объекте.
Подлинные шедевры заставляют нас удивиться, возрадоваться, ужаснуться, вызывают и другие переживания. Даже потеряв чувство первого впечатления, мы запоминаем их надолго. Узнавая что-то о другой жизни, других людях или художнике, после изучения его работ, мы занимаемся одновременно и самопознанием – узнаем и себя глубже, как личность.
Осознает ли мастер или нет, хочет он того или нет, искусство – это всегда общественное явление. Творец – представитель определенного времени, группы людей, художественный выразитель мыслей общества. Быть равнодушным к тому, что происходит вокруг, или происходило раньше, или возможно произойдет в будущем – невозможно. Образы не формируются без жизненного опыта и всегда выражаются в единичном произведении.
Когда мы говорим об искусстве, в первую очередь многие вспоминают именно живопись. Плоскостное изображение – действительно, один из самых распространенных его видов.
Фотография стала естественным продолжением живописи. Попытки запечатлеть реальность развивались веками, и вот с появлением науки мечты воплотились в жизнь. Художественная фотография – наследие живописи. Если обычное фото просто фиксирует событие, то художественное отличается тем, что запечатлевает это действие или объект с целью воплощения определенной сцены и замысла, как и живопись.
Поэтому общее между данными видами искусства – плоскостное изображение, используемые приемы ракурса и перспективы.
Различия также несомненны. В обоих видах несомненно необходим талант художника. Только в случае с фотографией, этот талант выражается в умении видеть перспективу, чувствовать, ловить момент. А художник ко всему этому обязан еще добавить свои технические возможности – умение владеть кистью, понимать цвета красок, их смешение и пр.
Кроме того, фотография всегда (за редким исключением, связанным со сбоями камеры) запечатлевает реальные объекты. Сфотографировать единорога, который не существует, невозможно. Это может быть только лошадь, загримированная под него или фокусные ошибки, специально подобранные фотографом. Живописец же может придумать и нарисовать все что угодно. Практически всегда на фотографии можно узнать объект, а вот на картине можно увидеть что-то нереальное.
Образ в живописи формируется у художника чаще всего заранее, «в голове». А фотограф чаще использует те образы, которые уже существуют. Ведь реальность иногда интереснее выдумки. И лишь иногда применяет возможности по формированию сцен под свой замысел.
При этом существует и такой жанр искусства, как фотореализм. Большое распространение он получил в 70-е годы ХХ века. Это удачное сочетание фотографии и живописи. Полученный снимок дорисовывают красками, карандашами или другими средствами. Также часто полученное произведение снова фотографируют для придания еще большей необычности.
Появление фотомонтажа также способствовала развитию данного направления. Несколько фотографий объединяются в коллаж, дорисовываются, затем снова фотографируются.
Эти два вида искусства действительно очень близки друг к другу. Главное – они изображают на плоской поверхности окружающую (или выдуманную) действительность. И поэтому их объединение стало неизбежным.
С первых минут своего рождения человек погружается в окружающий мир. Восходит и заходит солнце, падает снег, идет дождь, появляется и уходит тень, порхают бабочки, поют птицы, колышется яркая зелень. Все видения и звуки вызывают у нас определенные чувства. Мир словно наполнен необъяснимой магией, которая заставляет нас радоваться, удивляться, бояться самого детства.
Нами занимаются люди – родители, близкие, появляются друзья, коллеги, знакомые. Без подобных себе жить невозможно. Поэтому не удивительно, что двумя главными образами в искусстве становятся человек и природа.
Изображения людей – одни из самых первых. Еще в пещерные времена люди хотели оставить информацию о себе и том, что происходит в их жизни. Поэтому человеческие фигуры были окружены определенными действиями – вот здесь охота на мамонтов, а здесь люди собрались вокруг костра за вкусным ужином.
Схематические изображения сменялись фигурами – для детей делали куколки, чтобы играя, они могли познавать взрослый мир. Мифология и зачатки религии также сыграли большую роль в развитии человеческого образа – даже в те далекие времена люди всегда хотели понять, кто они и что делают здесь на земле.
С появлением живописи и скульптуры человек стал не только частью окружающего мира. Одним из популярных стал жанр портрета. Изобразить известную личность, членов своей семьи, друзей и знакомых считал необходимым каждый творец искусства.
Даже всматриваясь в портрет чужого человека мы ищем не его, а больше себя. Что уже говорить о таких жанрах, как литература, театр, танцы – именно здесь образ человека раскрывается наиболее полно.
При этом именно благодаря искусству мы так много знаем научных и исторических фактов о том, что же было раньше, как развивалось человечество. Мы понимаем идеи эпохи, характер уклада, уровень жизни людей. И благодаря этому появились и другие виды искусства, а самое главное – разнообразные науки.
По теме: Жанр портрет.
Окружающая нас действительность воздействует не только на реальные события. Снег это не только повод почистить дорожку, дождь – взять зонтик или укрыться под навесом. Каждое природное явление – особое событие, вызывающее разные чувства. А именно чувства – главное в искусстве.
Наброски деревьев, травы и кустарников были даже в каменном веке. Но пейзаж стал развиваться сначала в азиатских, а затем и в европейских странах. Сначала как дополнение к человеку, а затем он выделился, как отдельный жанр.
Без образа природы невозможно представить себе и литературу, музыку, театр, другие виды искусства. Любование природой – пусть к чувственности. И именно она заставляет творческих людей вдохновляться окружающим миром.
С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены искусство. Видения окружающего мира, а также фантазии, часто требуют у творческих людей своего воплощения в реальных образах. Создав однажды что-то самостоятельно, невозможно остановиться. Особенно, когда это творчество приносит другим людям эмоции. Ведь зритель всегда благодарен мастеру, который позволяет ему испытать положительные эмоции. Появление искусства – неизбежный процесс для человечества. И столь необходимый. Жить в мире, где вокруг нет прекрасного, для цивилизованного человека уже невозможно.
По теме: Жанр пейзаж.
Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс / Л.А. Неменская, под ред. Б. М. Неменского. – М.: Провещение, 2019 г. – 191 с.
Детская энциклопедия для среднего и старшего возраста. Том 10: Литература и искусство / Д.Т. Благой, Л.И. Тимофеев, В.Н. Шацкая. – М.: Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, 1961 г. – 712 с.
Справочник школьника. История мировой культуры / сост. Ф.С. Капица, Т.М. Колядич. – М.: Филолог. Об-во «Слово», Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, ТКО «АСТ», 1996. – 207-209 с.
Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма / сост. Т.Г. Петровец. – М.: Издательство «Олма-Пресс», 2001 г., - 320 с.
Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 1 / Гл. ред. М. Аксенова. – М.: Издательство Аванта +, 1998 г. – 688 с.
Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7, часть 2 / Гл. ред. М. Аксенова. – М.: Издательство Аванта +, 2000 г. – 656 с.