Стили живописи

Стилями живописи являются различные течения искусства, которые носят такие же названия. Всем известны готический стиль, барокко и рококо, классицизм, а также другие направления. И в каждом из них живопись занимает важное место.

Изобразительное искусство сопровождает человека с пещерных времен до настоящего времени. Стили искусства в живописи разнообразны, тесно переплетены друг с другом, не имеют четко выраженных временных рамок. Это и стиль целой эпохи, и направление творчества отдельной группы художников. Это совокупность различных особенностей изображения – идеи картины, сюжет или его отсутствие, использование различных техник, красок, света и цвета.

  1. Готика
  2. Ренессанс
  3. Маньеризм
  4. Классицизм
  5. Ампир
  6. Барокко
  7. Рококо
  8. Сентиментализм
  9. Реализм
  10. Импрессионизм
  11. Романтизм
  12. Символизм
  13. Модернизм
  14. Абстракционизм
  15. Фовизм
  16. Примитивизм
  17. Кубизм
  18. Неоклассицизм
  19. Поп-арт
  20. Сюрреализм
  21. Футуризм
  22. Андеграунд

Готика

В средних веках большое влияние на умы современников оказывала церковь. Готика изначально возникла в архитектуре, пытаясь показать людям их ничтожность по сравнению с Богом. Огромные, масштабные, стремящиеся ввысь соборы, ратуши, крепости, виражи с церковными сюжетами, таинственный цветной полумрак, скульптуры средневековья – все это должно было воспитывать в людях покорность и страх.

Готический стиль в живописи прежде всего проявился в творчестве Джотто, В. Эйка, Х. Мемлинга, П. Каваллини, А. Лоренцетти.

Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды

Джотто ди Бондоне. Поцелуй Иуды

Ренессанс

Определить стиль живописи эпохи итальянского Возрождения наверное, проще всего. Обращение к античности, восхваление человеческого тела как идеала мироздания, тщательная проработка всех деталей, точное следование греческим канонам красоты – все это сделало ренессанс с одной стороны очень реальным, с другой – чем-то фантастически прекрасным. Художники не отказывались от превосходства церкви, но говорили о том, что высшим творением Бога является человек. Они прославляли его физическую красоту, утверждали его право на свободу, гармонию и счастье.

Среди мастеров практически всем людям известны имена Л. да Винчи, Р. Санти, Микеланджело, Тициана.

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря

Маньеризм

Стили живописи в изобразительном искусстве не всегда возможно четко разграничить. В ренессансе некоторые художники словно специально пытались потерять гармонию в изображении. Между человеком и природой, внутренним миром и внешним обликом человека. 

Х. фон Аахен. Вакх, Церера и Купидон

Х. фон Аахен. Вакх, Церера и Купидон

Классицизм

Стиль классицизм в живописи был связан с эпохой Просвещения. Здесь главными стали гармония, желание упорядочить общественное сознание, выявив определенные шаблоны и идеалы искусства. Художники стремились к логической целостности, четкости, очевидности, строгой геометрической выверенности. Картины, скульптуры, архитектура должны быть показать четкий анализ действительности отображаемого мира.

Н. Пуссен. Танец под музыку времени

Н. Пуссен. Танец под музыку времени

Ампир

Поздний классицизм приобрел новую окраску в стиле ампир. Здесь та же тяга к монументализму, но увеличенная в стократно и служащая только единой цели – возвысить в глазах всего мира императора.

Жак Луи Давид. Наполеон на перевале Сен-Бернар

Жак Луи Давид. Наполеон на перевале Сен-Бернар

Барокко

Стиль барокко в живописи утверждал иные принципы мироздания, чем классицизм. Это экспрессия чувств, явное утрирование происходящего, странность, вычурность. Искусство доказывало, что возможности человека не должны отвечать строгим требованиям реальности. А должны удивлять, вдохновлять, создавать фантастические образы с помощью иллюзии, некоего волшебства, избыточной роскоши.

Здесь главным становится культ монархии. Все должно вызывать благоговение перед их властью, увлекать зрелищными эффектами, поддерживать ощущение принадлежности высшей аристократии к чему-то недосягаемому. Характерно для художников Позднего Возрождения.

Подробно о стиле Барокко.

Д, Веласкес. Менины

Д, Веласкес. Менины

Рококо

Стиль рококо в живописи оформился во Франции. Эстетика барокко потеряла свою актуальность, основой становятся легкость, забава, жажда развлечений и наслаждений, изящность, легкость и воздушность. Художники стремились подчеркнуть в своих работах элегантный внешний вид человека, причем не его физическую силу, а аристократическую нежность, бледность кожи, томный взгляд, чувственность.

Жан Оноре Фрагонар. Поцелуй украдкой.

Жан Оноре Фрагонар. Поцелуй украдкой.

Сентиментализм

Некоторые стили, жанры живописи сложно отделить от других. Сентиментализм стал продолжением рококо. Мастера усиливали эмоциональную сторону художественного образа, непосредственно воздействуя на чувства человека. Работы должны не просто восхищать изяществом и красотой, они должны вызывать сопереживание, сочувствие, умиление до слез. Поэтому главными героями становятся не только аристократы, но и младенцы, нищие дети, несчастные молодые люди, страдающие от любви.

Л. Буальи. Габриэлла Арно в детстве

Л. Буальи. Габриэлла Арно в детстве

Реализм

В XVIII-XIX вв. в большинстве стран Европы происходит скачок в развитии науки и техники. С индустриальной культурой неразрывно связаны и новые стили архитектуры и живописи. В эпоху Ренессанса уже проявлял себя «идеализирующий реализм», воспевающий человека, но здесь в это время он стал главенствующим и настоящим.

Художники стремятся к максимальной объективности, историческому отражению действительности. Картины заговорили честным, ясным и твердым языком, рассказывая всю правду жизни. Изображались не только счастливые факты бытия, но и трагические события, развенчивающие иллюзии и мечты человека.

Бурлаки на Волге

И. Репин. Бурлаки на Волге

Импрессионизм

Устав от реалий событий, художники в какой то момент перешли к диаметрально противоположному изображению. На первый план выходит импрессия, мимолетное чувство, которое так хочется запечатлеть на картине. Все настоящее трансформируется в поэтическое, меняется и техника изображения. Трепетные блики, магия света и цвета, вибрации красок и воздуха – все это меняет смысловую нагрузку на человека.

Импрессионизм – это любовь к окружающему миру и Вселенной, отсутствие анализа и логики. Мастера пытались донести до зрителя, что мир состоит не только из реальных событий и социальных проблем. Если остановиться, можно получать радость из любого предмета, действия и мгновения.

Статьи по теме: 

 

Клод Моне. Водяные лилии

Клод Моне. Водяные лилии

Романтизм

Стиль романтизм в живописи всегда присутствовал в мировой культуре. Глубоко личные, интимные переживания появлялись на картинах даже самых классических художников. Но как направление романтизм все же оформил свои четкие рамки в XIX веке, придя на смену неоклассицизму. Главными становятся эмоции, чувства человека, но не по отношению к обществу, а как части Вселенной. Художники-романтики несли не объективную реальность, а свое субъективное мнение, открывая собственную душу наблюдателям.

Стили живописи 19 века утверждали новый тип красоты – собственное ее видение. Создатели пытаются донести терпимость к любым людям, их национальностям, внешним и внутренним особенностям. Человек сравнивается с природой, у которой тоже есть и душа, и тело. Романтический мир насыщен красками, ассоциациями, сравнениями людей и вселенских явлений.

К. Фридрих. Странник над морем тумана

К. Фридрих. Странник над морем тумана

Символизм

Если пытаться расставить стили живописи в хронологическом порядке, в большинстве случаев культурологи отведут место символизму в XIX веке. Но правильнее будет сказать, что в это время просто возросла его роль. Если говорить о символах, ими прекрасно владели и нидерландские художники XV века (И. Босх, В. Эйк), французские живописцы XVI-XVIII вв. (Ф. Дюбуа, У. Блейк), даже итальянцы эпохи Возрождения.

Символисты ищут в обычных вещах знаки Мироздания и Судьбы. Они еще более, чем романтики, обращены к бесконечности бытия, к запредельной Вселенной. Они верят в то, что во всем есть скрытые знаки, и необходимо просто учиться их распознавать.

А. Беклин. Остров мертвых

А. Беклин. Остров мертвых

Модернизм

XX век в художественной культуре – это взрыв творчества, расколовший понятия красоты на множество мелких частей. При чем каждая из них имела право на существование. Люди мечутся между религиями, технологическим прогрессом, индустриальной культурой, при этом пытаются найти  себя и свое место в Космосе и Вселенной. Появляется полное непонимание современного мира и смысла жизни, борьба и с существующим, и с невидимым. Поэтому неудивительно, что возникают новые стили и направления в живописи, носящие общее название «модернизм».

Стиль модерн в живописи воплотил в себе как чужие, так и собственные художественные приемы на основе асимметрии, чаще всего при отказе от прямых линий в угоду природному и натуральному. Подробно.

Э. Мане. Завтрак на траве

Э. Мане. Завтрак на траве

Абстракционизм

Задача абстрактного мироощущения – отвлечься от несущественных мыслей для выявления общей, универсальной картины конкретного события. Особенность стиля живописи в его абсолютной гармонии в сочетании со странностью изображения. Представителями мировой абстракции считают П. Пикассо, Р. Делоне, П. Мондриана, А. Доува. Ярко проявился стиль в русской живописи, в творчестве В. Кандинского, К. Малевича

В. Кандинский. Композиция VII

В. Кандинский. Композиция VII

Фовизм

Часть абстрактного искусства, где главным инструментом становится цвет. Здесь редко увидишь конкретные образы или сюжеты, все должно быть просто и упрощенно. Главная – магия цвета предмета, которая может донести до человека его сущность.

А. Меродак-Жаной. Желтая танцовщица

А. Меродак-Жаной. Желтая танцовщица

Примитивизм

Новые стили живописи искали воплощение своей идеи в различных техниках. В том числе, в максимальном упрощении картины, ее технических средств, сюжета и идеи. Такое творчество было больше похоже на работы маленького ребенка.

Н. Пиросмани. Девочка с воздушным шаром

Н. Пиросмани. Девочка с воздушным шаром

Кубизм

На первый план выходит плоскостное изображение мира, эмоций и предметов. Яркими представителями считаются Р. Делоне, Ф. Бауман, П. Пикассо. Стиль искусства кубизм - это сочетание геометрических тел и фигур.

П. Пикассо. Алжирские женщины

П. Пикассо. Алжирские женщины

Неоклассицизм

Холодный, идеальный, суровый стиль в живописи, возвращающий зрителя к традициям античного искусства и эпохе Возрождения в современном изложении.

А. В. Бугро. Восхищение

А. В. Бугро. Восхищение

Поп-арт

Творчество, которое должно было взрывать мировоззрение зрителя как лопнувший воздушный шарик. При этом всем вокруг должно быть безразлично. Используются различные техники, а также присоединяются другие виды искусства.

Э. Уорхолл. Работы в стиле поп-арт

Э. Уорхолл. Работы в стиле поп-арт

Сюрреализм

Удивительным проникновением в мироощущение человека, его внутренние переживания, интуицию, глубинные психологические состояния становится сюрреализм, и его действующее лицо С. Дали. Стиль живописи заставляет выйти за пределы не только реального, но даже выдуманного мира, сопоставляет несопоставимое, играет чувствами и психикой человека, разбивает логику. При том, что используется реальные предметы, которые идеально вписываются в бред сумасшедшего – все это заставляет терять рассудок, пытаясь разгадать истинный смысл картины.

Статьи по теме: 

 

С. Дали. Постоянство памяти

С. Дали. Постоянство памяти

Футуризм

Тема будущего, главенства техники и урбанизация нашли свое отражение во всех сферах искусства. Автомобиль становится прекраснее человека, гибель электролампочки дороже слез ребенка. Современные стили живописи  пытаются донести до людей абсурдность происходящего в погоне за реальностью, создаваемой человеком в обход требований природы.

У. Боччони. Улица входит в дом

У. Боччони. Улица входит в дом

Андеграунд

Художественные стили в живописи часто противопоставляли себя массовой культуре. Ярким показателем этого стал андеграунд. Движение нарушает всевозможные правила и каноны, отрицает нормы поведения, морали, этики и эстетики.

Б. Орсилло. Охотники за головами

Б. Орсилло. Охотники за головами

 

Жанры изобразительного искусства

 

 

Коментарии

Оставьте комментарий!