Стиль барокко

Стиль барокко в искусстве – одно из самых ярких и узнаваемых направлений. Это и единая философская идея величия церкви и монарха, и развитие эстетического направления с попыткой помочь людям приобщится к прекрасному, и умение играть на чувствах и страхах людей.

Все стили живописи.

Время возникновения стиля барокко – 17 век. И до середины 18 века он оставался основополагающим в Италии и Франции, а также внес свои коррективы в искусство других стран. Германия, Бельгия, Россия, Испания, Латинская Америка – всех коснулось это масштабное искусство.

Особенности стиля барокко

Суть стиля барокко можно охарактеризовать самим словом «barocco», означающим «странный, причудливый, вычурный». Само название было дано намного позже, чем государственные и церковные деятели задумали изменения в сознании людей.

Черты стиля барокко невозможно спутать с другими. Это определенный пафос, пышность, динамичность и эмоциональная выразительность образов. Это преувеличенная помпезность, торжественность, обилие крупных деталей, внимание к мелочам.

Все изменения в искусстве были направлены верховными служителями на то, чтобы приблизить человека к Богу, создавая нечто мистическое, при этом смешивая выдумку с реальностью. А чтобы понять величие Вселенной необходимо хотя бы на земле увидеть некоторые ее возможности. И даже не понимая происходящего, просто следовать Божьему Закону и его непреклонной силе, через преодоление человеческих страстей и пороков. При этом воплощением Бога на земле становится монарх, его сила и мудрость не должны вызывать сомнения у простого человека.

Для направления характерно глубокое проникновение всех видов искусства друг в друга. Это смешение архитектуры, скульптуры, живописи, театра, литературы и даже моды. Причем не столько рациональное и правильное, сколько утрированное, гротескное.

Архитектура

Стиль барокко в архитектуре ярче всего проявил себя на свое родине, в Италии. Римские ансамбли соединяли в себе несколько зданий, памятников, собирая вокруг восторженных посетителей, которые не могли поверить тому, что такое великолепие возможно создать человеческими руками.

Ф. Растрелли. Зимний дворец

Ф. Растрелли. Зимний дворец

Архитектурный стиль барокко еще отличался тем, что кроме новых ансамблей для того времени была также характерна перестройка старого с добавлением нового, соединяя постройки разных эпох в единое целое. Улицы, парки, площади стали рассматриваться как нечто органичное. Поэтому, даже отстраивая один храм, всю местность вокруг него подстраивали под общий городской пейзаж.

Обычные жилые дома становились более роскошными. В некоторых городах сносили старые постройки и выселяли жителей, если жилище не соответствовало общей стилистике архитектуры. Если не удавалось превратить дом в грандиозный проект, вокруг него возводились колоннады, строились фонтаны и водопады, чтобы показать пространственный размах.

Архитекторы стиля барокко известны на весь мир. Это Карло Мадерна, Франческо Борромини, Растрелли и другие.

Архитектор Джакомо Бароцци да Виньола, церковь Иль-Джезу

Архитектор Джакомо Бароцци да Виньола, церковь Иль-Джезу

Скульптура

Но не только об архитектуре идет речь, когда поднимается вопрос про стиль барокко. История нескольких видов творчества объединяется в одну неразрывную. Ярким примером служит Лоренцо Бернини, который не только стал самым известным скульптором, но и воплотил несколько малых архитектурных форм.

Лоренцо Бернини. Фонтан Четыре реки

Лоренцо Бернини. Фонтан Четыре реки

Для скульптур этого времени характерны не только антропометрические точности, но и множество деталей. Неожиданные ракурсы и сюжеты, выразительная мимика и странные выражения лиц, даже растрепавшиеся волосы – авторы виртуозно передавали даже самые мельчайшие эмоции. Стиль барокко 18 века в Испании интересен тем, что скульпторы создавали деревянные скульптуры, но надевали на них настоящие одежды, делали «живыми» глаза и даже слезы из стекла.

Живопись

Художественные стили барокко также стремились показать простому обывателю, насколько важен, при этом тернист путь к божественному. Считалось, что художники не пишут картины сами – они лишь являются инструментом высшего вдохновения. Картины становятся яркими, цветастыми, в них много мелких, но важных деталей, несколько сюжетных действий. Мастера пишут религиозные, античные и обыденные сюжеты, но в последних героями становятся в основном высшие чины.

Среди известных живописцев того времени следует отметить Микеланджело да Караваджо, П. П. Рубенса, Рембранда, Диего Веласкеса.

П. П. Рубенс. Союз Земли и Воды

П. П. Рубенс. Союз Земли и Воды

Стиль барокко в живописи характерен и своей монументальностью. Практически в первозданном виде дошли до нас росписи в церквях, на куполах, в дворцах и храмах. Основные направления сюжетов – сила и прославление Христа, божественная справедливость, величие Богоматери и святых.

Среди монументалистов эпохи следует отметить Джованни Лафранко, Пьетро Берреттини да Кордоны, Бачичча, Андреа Поццо.

Пьетро дв Кордона. Аллегория Божественного провидения

Пьетро дв Кордона. Аллегория Божественного провидения

Литература

Характеристика стиля барокко хорошо выражена в словах поэта Д. Марино: «Поэта цель – чудесное и поражающее. Он должен удивлять». Литература того времени многозадачна, экспрессивна, в ней много драм и изломанностей. Каждая личность – многоплановая, со своими плюсами и минусами. Каждый сюжет неоднозначен – в нем собрано и положительное, и отрицательное.

Литература становится совмешением реальности, сна и выдумки. Основные стили барокко привносят в поэзию и прозу множество символов, метафор, аллегорий. Стихи становятся похожими на рисунки, а читая прозу, представляешь себя в театре.

Музыка

Произведения в стиле барокко, как и во всех других видах искусства, отличаются своей масштабностью и желанием привлечь людей к чему-то невиданному. Поэтому главными жанрами здесь становятся оперы, музыкальные драмы, оратории. Чем грандиознее – тем лучше. Неудивительно, что главными представителями этого периода становятся И. С. Бах, А. Вивальди, Г. Гендель.

Говоря о музыке стоит упомянуть, что одним из признаков приближения вельможи к монарху, власти и Богу считались музыкальные изыски. Проведение музыкальных вечеров и салонов, выходы в театр являлись обязательными для большинства придворных. А наличие в доме музыкальных устройств или домашнего театра поднимали владельца в глазах окружающих на ступень выше.

Интерьер

Стиль барокко в интерьере проявлялся не только в точных скульптурах, расписных стенах, фресках и рельефах. Дворец в стиле барокко оформлялся резными шкафами, кроватями, столами и стульями, множеством интересных деталей, красивой посудой, не нужными, но странными красивыми вещицами. Неудивительно и то, что до наших музеев дошли даже вычурные ключи и дверные замки.

Дворцы перестают быть средневековыми крепостями – они являются символами богатства и власти. Храмы и церкви восхваляют Бога также, как и Монарха. Помещения пестрят излишней роскошью, ослепительно сияют тысячи свечей, отражаясь во многочисленных зеркалах. Даже в самых маленьких помещениях создавалась иллюзия большого пространства. Все вокруг должно изумлять и восхищать человека, заставляя желать приблизится к этому изобилию.

Барокко как стиль прежде всего появился благодаря церкви и желанию властей сделать ее главной даже для неверующих. Многие романские церкви были перестроены под барочные только потому, что были не очень ярки и выразительны. Огромные фрески, яркие картины знаменитых художников стали неотъемлемой частью храмов. Но изменения произошли не только в классических видах искусства. Даже месса стала напоминать захватывающее театральное зрелище, призванное удивлять и втягивать в процесс.

Охарактеризовать стиль барокко достаточно просто, вспомнив более позднее слово «гротеск». Но гротеск, имеющий физическое выражение. Это смесь реальности и фантастики, приближающий земной и небесный миры. Главным здесь становится зрелищность, помпезность, эффектная подача. Ощущение красоты вызывает чувство нереальности, чего-то волшебного, при этом действительно существующего. Даже стиль раннего барокко показывал величие и богатство, а более позднее время – это расцвет роскоши, золота и власти.

Коментарии

Оставьте комментарий!