Сюрреализм простыми словами

Понятие сюрреализма

Сюрреализм – за пределами реализма, совмещение сна и реальности.

Сюрреализм – авангардистское направление в искусстве, в переводе с французского означающее «сверхреализм». Это понятие не говорит о том, что в нем слишком четко присутствует реализм. «Сверх» скорее означает «над», или «за пределами» реализма, с обязательным его использованием.

Сюрреальность с точки зрения литературы – это совмещение сна и реальности. Поэтому в живописи это направление получило большую популярность – фантазии и сны художников и простых людей стало модно изображать на холсте.

Сюрреализм

Сюрреализм возник во Франции в середине ХХ века. Изначально движение не было художественным – основа была положена в литературном искусстве. В 1917 году поэт Г. Аполлинер в своем произведении «Груди Терессии» использовал слово «сюрреалистический». Но классическим основоположником считается А. Бретон, начав издавать журналы «Манифест сюрреализма» и «Сюрреалистическая революция».

Затем движение проникло в театр, живопись, скульптуру, кино. Но большинство людей знает это направление по художественному искусству.

Сальвадор Дали. Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения
Сальвадор Дали. Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения

Во Франции сюрреализм начал зарождаться в 10-20-х. годах. Первая выставка сюрреалистов прошла в Париже в 1925 году.

Главная идея

Сюрреализм собрал прогрессивную молодежь, которая искала новое в искусстве. Девизами мастеров стали жестокое противостояние академизму, анархизм, абсурдность, отсутствие любых систем и ценностей, скандалы и отрицание всего, что было раньше. Использовались иллюзии, аллюзии и парадоксы. А обычные люди воспринимали направление просто как нечто фантастическое и эксцентрическое.

Макс Эрнст. Око безмолвия
Макс Эрнст. Око безмолвия

Главная идея – фантасмагоричность сюжета, игра с предметами и явлениями. Из одного объекта создаются другие, фантастика переплетается с реальностью, разнообразные не похожие предметы объединяются в единое целое. Бессознательные фантазии, сексуальные комплексы, страхи и безумства, происходящие в голове человека – начинают приобретать внешнее выражение.

Задача мастера – создать нечто безумное, удивив зрителя. При этом необходимо произвести впечатление, но в отличие от импрессионизма – оно не должно быть положительным. Самыми лучшими эмоциями для художника становятся непонимание, отрицание, негатив или даже страх.

Андре Массон. Метаморфозы любовников
Андре Массон. Метаморфозы любовников

Приемы сюрреализма

Появляются новые приемы, до сих пор не используемые в живописи. Также применяются старые техники от мастеров, которые не были признаны в свое время или те приемы, которые ранее отрицались художественными критиками.

1. Соединение разнообразных предметов и людей
2. Использование коллажей, фотомонтажа.
3. Искоренение жанровой принадлежности, смешение различных видов. В натюрморты могут вставляться портреты, в пейзажи – композиции из деталей механизмов, животные смешиваются с инструментами, предметы утвари становятся героями бытовых сценок вместо людей.
4. Появление новых техник и названий:
–  буллетизм – рисование разбивающимися сосудами с краской.
–  деколлаж – расклеивание, расслоения объекта.
–  дриппинг – беспорядочное разбрызгивание или разливание красок;
–  фроттаж – перенос изображения с рельефной поверхности на бумагу с помощью простого карандаша;
–  фьюмаж – рисование с помощью копоти свечи или керосиновой лампы.

Сальвадор Дали. Портрет моего покойного брата
Сальвадор Дали. Портрет моего покойного брата

Сюрреализм стал воплощением неосознанных переживаний человека в реальности. Детские страхи и взрослые поражения, внутренние комплексы, элементы собственной неудовлетворенности жизнью – все это стало выходить на первый план в искусстве. Художники, литераторы, фотографы перестают скрывать свои истинные чувства и мотивы, позволяя и другим заглянуть в себя и узнать что-то новое.

Коментарии

Оставьте комментарий!