Сюрреализм – за пределами реализма, совмещение сна и реальности.
Сюрреализм – авангардистское направление в искусстве, в переводе с французского означающее «сверхреализм». Это понятие не говорит о том, что в нем слишком четко присутствует реализм. «Сверх» скорее означает «над», или «за пределами» реализма, с обязательным его использованием.
Сюрреальность с точки зрения литературы – это совмещение сна и реальности. Поэтому в живописи это направление получило большую популярность – фантазии и сны художников и простых людей стало модно изображать на холсте.
Сюрреализм возник во Франции в середине ХХ века. Изначально движение не было художественным – основа была положена в литературном искусстве. В 1917 году поэт Г. Аполлинер в своем произведении «Груди Терессии» использовал слово «сюрреалистический». Но классическим основоположником считается А. Бретон, начав издавать журналы «Манифест сюрреализма» и «Сюрреалистическая революция».
Затем движение проникло в театр, живопись, скульптуру, кино. Но большинство людей знает это направление по художественному искусству.
Во Франции сюрреализм начал зарождаться в 10-20-х. годах. Первая выставка сюрреалистов прошла в Париже в 1925 году.
Сюрреализм собрал прогрессивную молодежь, которая искала новое в искусстве. Девизами мастеров стали жестокое противостояние академизму, анархизм, абсурдность, отсутствие любых систем и ценностей, скандалы и отрицание всего, что было раньше. Использовались иллюзии, аллюзии и парадоксы. А обычные люди воспринимали направление просто как нечто фантастическое и эксцентрическое.
Главная идея – фантасмагоричность сюжета, игра с предметами и явлениями. Из одного объекта создаются другие, фантастика переплетается с реальностью, разнообразные не похожие предметы объединяются в единое целое. Бессознательные фантазии, сексуальные комплексы, страхи и безумства, происходящие в голове человека – начинают приобретать внешнее выражение.
Задача мастера – создать нечто безумное, удивив зрителя. При этом необходимо произвести впечатление, но в отличие от импрессионизма – оно не должно быть положительным. Самыми лучшими эмоциями для художника становятся непонимание, отрицание, негатив или даже страх.
Появляются новые приемы, до сих пор не используемые в живописи. Также применяются старые техники от мастеров, которые не были признаны в свое время или те приемы, которые ранее отрицались художественными критиками.
1. Соединение разнообразных предметов и людей
2. Использование коллажей, фотомонтажа.
3. Искоренение жанровой принадлежности, смешение различных видов. В натюрморты могут вставляться портреты, в пейзажи – композиции из деталей механизмов, животные смешиваются с инструментами, предметы утвари становятся героями бытовых сценок вместо людей.
4. Появление новых техник и названий:
– буллетизм – рисование разбивающимися сосудами с краской.
– деколлаж – расклеивание, расслоения объекта.
– дриппинг – беспорядочное разбрызгивание или разливание красок;
– фроттаж – перенос изображения с рельефной поверхности на бумагу с помощью простого карандаша;
– фьюмаж – рисование с помощью копоти свечи или керосиновой лампы.
Сюрреализм стал воплощением неосознанных переживаний человека в реальности. Детские страхи и взрослые поражения, внутренние комплексы, элементы собственной неудовлетворенности жизнью – все это стало выходить на первый план в искусстве. Художники, литераторы, фотографы перестают скрывать свои истинные чувства и мотивы, позволяя и другим заглянуть в себя и узнать что-то новое.